Амулет из клыков и колье с гранатом

Ученые ЮУрГУ представили коллекцию женских украшений – от каменного века до Средневековья.

Ученые Южно-Уральского государственного университета проследили, как менялась мода у древних красавиц. Объектом для изучения стали предметы, найденные на археологических раскопках на территории Южного Урала.

Украшения в погребениях древних уральцев появляются еще в каменном веке – это каменные подвески, амулеты из костей и клыков животных. Однако более разнообразным и сложным набор украшений становится в бронзовом веке (III-II тыс. до н. э.). О том, что изделия тогда изготавливали из бронзы, догадаться несложно, однако помимо сплава использовали и пастовое (непрозрачное) стекло, и золотую фольгу, которой оборачивали украшения из металла. В собрании музея «Народы и технологии Урала» ЮУрГУ есть антропологическая реконструкция внешнего облика женщины бронзового века с полным набором украшений.

«Как обереги украшения носили на открытых участках тела, граничащих с одеждой – на шее, запястьях, кистях рук, – рассказывает археолог, заведующий учебным музейно-выставочным комплексом «Народы и технологии Урала» ЮУрГУ Юлия Васина. – Сами украшения делились на зоны: головные украшения, которые подразделялись на ушные, накосные и височные, а также украшения шеи, нагрудные, наручные и поясные. Очень часто там, где мы можем проследить этнографию, мы видим, что ворот, манжеты, подол тоже украшались орнаментом, который служил барьером от злых духов. Наличие кольца на руке было особенно важно – предки считали, что оно делает руку энергетически чистой; например, у тюркских народов без колец на пальцах женщина не допускалась даже до приготовления пищи».

Особое внимание древних женщин было обращено к волосам. Считалось, что они аккумулируют в себе женскую силу, и потому на прическу надевали накосник – украшенные бронзовыми обоймами кожаные или текстильные ленты, которые крепились поверх косы. Накосники (как и декорированные кожаные пояса на талии) носили молодые замужние женщины – ими они закрывали волосы от глаз посторонних мужчин и защищали окружающих от своего влияния. Девушки носили височные подвески – кольца в полтора оборота, которые крепились на головной убор; уши украшали серьгами-кольцами, шею – бусами из стекла, к которым могли крепиться бронзовые крестовидные подвески. На пальцы рук надевали кольца со спиральными завитками на концах, а на запястья – бронзовые браслеты. Маленьким девочкам полагались только стеклянные бусины на шею, амулеты из клыков и бронзовые браслеты.

Украшения играли важную роль во всех обрядах жизненного цикла женщины, связанных с детством, девичеством, замужеством и рождением детей. Каждый этап взросления девочки подчеркивался конкретным набором украшений, который по мере ее взросления увеличивался, а к старости вновь становился минимальным. Скорее всего, так было и в бронзовом веке.

В раннем железном веке (VII в. до н. э. – начало н. э.) в связи с изменением климата Южный Урал покидают осевшие здесь на десяток веков племена. На смену им в I тысячелетии с востока поочередно приходят кочевые ираноязычные племена (саки, савроматы и сарматы), потомки которых будут населять южноуральские степи вплоть до XVIII века.

В могильниках эпохи РЖВ археологи университета находят вещи из отдаленных территорий – свидетельства дальних контактов этих кочевников и их военных походов. Например, в женских погребениях могильника Кичигино I найдены стеклянные и каменные бусы. Здесь же встречаются т. н. «бородавчатые» бусины с выступами. По мнению ученых ЮУрГУ, такие изделия могли проникнуть сюда с территории Финикии.

«Это были племена завоевателей, которые ходили в походы. Возможно, такие украшения достались этой женщине в качестве военного трофея от любимого. По Южному Уралу шли и караваны, которые везли товары из Причерноморья, торговцы тоже могли обменивать их по пути на продукты скотоводства», – рассказывает Юлия Васина.

Найденное при раскопках могильника шейное украшение – гривна – выполнено в характерном для кочевников того времени скифо-сибирском зверином стиле. Это согнутое в полтора оборота изделие из бронзового, обернутого золотой фольгой стержня с отлитыми кабаньими головами на обоих концах. Археологи предполагают, что кабан для кочевников мог быть тотемным животным, служить для них символом здоровья и плодородия, а гривна с его изображением могла украшать шею жрицы.

В начале нашей эры на Южный Урал приходят новые кочевники – хунну, которые, смешиваясь со здешними сарматами и угорскими племенами, порождают легендарных гуннов, участвовавших в разгроме Римской империи. Именно с движения гуннов на запад начинается эпоха Великого переселения народов, продлившаяся до VII века.

В этот гуннский период на Южном Урале возникает мода на украшения из золота. В женском погребении археологи находят золотые фигурные элементы, которыми были обшиты обшлага, ворот и подол платья, обувь и сумочки (могильник III века Магнитный). У гуннок появляются браслеты из цветных граненых бусин, которые изготавливали из прозрачного стекла. В том же погребении исследователи обнаружили бусы из пирита, а также колье в гуннском полихромном стиле – из желтого золота, инкрустированное бордовым гранатом. Найденная рядом бронзовая с эмалевыми вставками застежка – фибула попала сюда из Рима. Ученые полагают, что подобные украшения, найденные в южноуральских степях, были военным трофеем, а возможно, и дипломатическим подарком.

В VI веке в южноуральские степи приходят ранние тюркоязычные кочевники, принесшие на новые земли моду носить в качестве украшений серебряные серьги, браслеты, кольца и… монеты (раскопки святилищного комплекса Ингала). В более позднее время монеты из серебра станут обязательной частью тюркского женского костюма и своеобразным семейным банком, беречь который поручалось именно женщине. Все семейное благосостояние она носила на себе как нагрудное украшение и, одновременно, серебряный оберег от злых духов.

В IX-XI веках женщины проживающих на Южном Урале угорских племен по-прежнему имели в своем костюме накосники, правда, уже в виде металлических палочек, височные подвески, преобразившиеся из колечек в колокольчики, серебряные браслеты, серьги новых форм, кольца со стеклянными вставками и бусы из цветного стекла (раскопки погребального комплекса Уелги). Внешний вид аксессуаров заметно эволюционирует, а значит, эстетическая функция женских украшений становится для древних кочевниц столь же значимой, как и оберегающая.


 

Екатерина Больных
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.