Полвека – с университетом

Как в Челябинске появилась математическая наука международного уровня? Как появился в вузе факультет Прикладной математики и физики? Об этом вспоминает кандидат физико-математических наук, доцент, профессор кафедры математического анализа и методики преподавания математики ЮУрГУ Владимир Ильич Заляпин, проработавший в ЧПИ-ЧГТУ-ЮУрГУ пятьдесят лет.

ЧПИ – центр притяжения

С момента своего основания в 1943 г.,  ЧПИ всегда стремился к формированию своего кадрового потенциала за счет привлечения ученых и преподавателей из ведущих ВУЗов страны. И если ученых инженерного корпуса можно было найти на челябинских оборонных предприятиях, то математиков взять было неоткуда, кроме как из столичных университетов. Кафедра вновь образованного института (ЧММИ - так назывался тогда наш ВУЗ) была немногочисленной – всего 5 человек, возглавляемых бывшим флотским офицером, капитаном третьего ранга  В.Е. Воскобойниковым, выпускником Ленинградского университета. Среди них  выделялись А. Д. Кацман (фото 1) и Н.А. Сенчищев (фото 2). Кацман перед войной закончил математический факультет Одесского университета, но был призван на переподготовку, стал танкистом, воевал на фронте, после тяжелого ранения попал в Челябинск, в госпиталь, его обратно на фронт уже не отпустили.  Н.А. Сенчищев был хорошо известен в местных математических кругах,  совмещал работу в ЧММИ  с работой  в пединституте и в ЧИМЭСХ.

Вуз рос и развивался, и вместе с ним росла и развивалась кафедра высшей математики. Как новые, так и старые специальности требовали более глубокой и более профессиональной математической подготовки. Со временем кафедра математики была разделена на две, которыми стали заведовать ставший к этому моменту доцентом А.Д. Кацман и молодой кандидат наук Л.М. Беляков (на фото ниже). Оба заведующих ездили по крупнейшим университетам страны: Московский, Ленинградский, Казанский, Новосибирский, Нижегородский, Уральский и вербовали себе народ.  И тот и другой одной из важнейших задач считали привлечение для работы в ЧПИ талантливой математической молодежи, способной не только  преподавать, но и эффективно вести собственные научные исследования.  Администрация университета в лице тогдашнего ректора В.В. Мельникова всегда в этом вопросе шла навстречу – выделяла квартиры, ставки и т.п.

Я попал в Челябинск по распределению. В это время из МГУ нас в ЧПИ прибыло много - хочу вспомнить Юру Малиновского, Сережу Пинчука, Свету Андрееву, Любу и Сережу Матвеевых, Славика Павленко. Несколько ранее сюда приехал А.В. Геренштейн, М.М. Кипнис, Г.К. Тарасова, несколько позднее – Слава Быков, Леня Менихес и Илюша Гольдшейд. Моим научным руководителем был член-корреспондент АН СССР Л.А. Люстерник, очень хороший учёный и замечательный человек. Диссертация была про специальные функции математической физики и про связанные с ними случайные процессы. Я уехал сюда, Лазарь Аронович умер, и я стал заниматься совершенно иными вещами. В 1973 г. вместе со мной к работе в ЧПИ приступил выпускник Воронежского университета Володя Штраус, ныне профессор университета Симона Боливара в Каракасе (Венесуэла).

Здесь хотелось бы отметить, что это было не первое и не последнее пополнение математических кафедр. Из наиболее значимых надо вспомнить «киргизский десант» (60-ые годы) во главе с доцентом Гурьяновым, несколько позднее из Одесского университета прибыли Вадим Анатольевич Могильницкий, Михаил Михайлович Гольденберг, Феня Шамшоновна Брин. Гольденберг жив, ему за 80 сейчас, он сейчас в Балтиморе, был вынужден уехать. Он стал преподавателем математики в Балтиморском техническом колледже – и работает до сих пор. Из Новосибирского университета в ЧПИ приехали Миша Катков, Юра Нестеренко и Валера Дильман, из Казанского – Виктор Адуков, Женя  и Ира Резниковы, Слава и Наташа Емельяненко.

Наряду с «варягами», надежным источником кадров был, конечно, и наш пединститут. Однако не следует думать, что в ЧПИ не было «своих» (или ставших своими) квалифицированных математиков. Коллектив математических кафедр (а их к 1973 г. стало три) был укомплектован высококлассными грамотными математиками, успешно выстраивавшими учебный процесс и проводившими научные исследования как в области чистой, так и прикладной математики, активно сотрудничавшими с крупными учеными, представлявшими инженерную элиту ЧПИ -  В.А. Лёзин, А.Б. Самаров, В.А. Могильницкий, М.М. Гольденберг, Г.В. Марков, Н.П. Прошечкина, А.И. Петрашева, Н.И. Шильникова, Е.И. Дергачева, Л.М. Беляков, В.Ф. Зиновьев, А.С. Макаров и многие другие.

Были организованы научные и методические семинары, молодые сотрудники уезжали в аспирантуру в признанные математические центры страны, известные своими научными школами, защищали диссертации и возвращались в Челябинск. К сожалению, это порождало раздробленность тематики научных исследований и препятствовало созданию собственных научных школ.  Другим препятствием на пути становления математики, как науки в ЧПИ,  была организационная «неустроенность» математиков. Кафедры административно относились к разным инженерным факультетам, отсутствовал единый центр, который направлял бы многообразную научно-методическую работу математиков. 

Три математических богатыря

Из тогдашних математиков Челябинска я хочу вспомнить троих:  С.И. Пинчука, Л.Д. Менихеса и С.В. Матвеева.

Сергей Иванович Пинчук – ученик знаменитого математика Бориса Владимировича Шабата. Первая в Челябинске (за всю историю его существования) диссертация на соискание ученой степени доктора физико-математических наук была защищена  Пинчуком С.И. Область научных интересов: комплексный анализ и геометрическая теория функций. Он разработал многомерный принцип симметрии и метод неизотропных растяжений. Четыре, ставшие уже классическими, теоремы из теории функций комплексного переменного об отображении псевдовыпуклых областей вошли под его именем в учебники по теории функций. Он же сделал значительный шаг в решении классической проблемы якобиана, являющейся предметом исследований многих математиков мира на протяжении вот уже более 80 лет. Он же - автор нелинейного обобщения теоремы Н. Н. Боголюбова об «острие клина», имеющей приложения в области квантовой теории поля.

В 90-х Сергей Иванович уехал в США и поступил на должность профессора в университете штата Индиана (город Блумингтон).

В этом году он издал монографию, обобщающую его основные результаты  по геометрической теории функции комплексного переменного (Geometry of Holomorphic Mappings, совместно с  учениками Расулом Шафиковым и Александром Суховым, издательство Birkhauser, 2022). Ныне Сергей Иванович вышел на пенсию и радуется свободному времени.

Леонид Давидович Менихес начинал свою научную карьеру в семинаре  члена-корреспондента АН СССР Д.Е. Меньшова, тогда заведовавшего кафедрой функционального анализа МГУ. Дмитрий Евгеньевич  поставил перед Леонидом Давидовичем задачу: для любой ли  последовательности с логарифмическим ростом существует полная ортонормированная система, для  которой эта последовательность - ее точный множитель Вейля? Студент пятого курса Л.Д. Менихес в своей дипломной работе положительно ответил на этот вопрос.

В 1973 он поступил в аспирантуру Уральского государственного университета (УрГУ), к члену-корреспонденту АН СССР В.К. Иванову. Л.Д. Менихесом были получены важные результаты по регуляризуемости отображений, найден критерий линейной регуляризуемости в терминах теории двойственности банаховых пространств, исследована регуляризуемость спектральных операторов и т.п.

Одним из важнейших результатов его исследований стал пример нерегуляризуемого интегрального уравнения. Это был прорыв, потому что много народа немало лет занималось этой тематикой, но не знало о его существовании.

Леониду Давидовичу удалось создать оригинальный метод построения подпространств нулевой характеристики. Созданный Л.Д. Менихесом метод сам по себе является значительным вкладом в классический функциональный анализ, независимо от роли, которую он сыграл при построении упомянутого примера.

В начале 90-х годов профессор В.П. Танана инициировал исследования Леонида Давидовича по конечномерным аппроксимациям неустойчивых задач. Ими была доказана теорема А.Н. Тихонова в её первоначальной постановке – без ограничений на гладкость рассматриваемых аппроксимаций. Результаты Л.Д. Менихеса по регуляризации в топологических пространствах и конечномерным аппроксимациям неустойчивых задач легли в основу его докторской диссертации. Сейчас Леонид Давидович на пенсии, проживает в Израиле.

Сергей Владимирович Матвеев – начинал свои научные исследования в МГУ под руководством Алексея Викторовича Чернавского, в семинаре Людмилы Всеволодовны Келдыш.  После окончания университета и защиты кандидатской диссертации он вернулся в Челябинск и стал работать в ЧПИ. Внес значительный вклад  в развитие многих ветвей современной топологии, создал новое научное направление – компьютерную топологию. Вместе с учениками развил теорию эффективного распознавания трёхмерных многообразий, разработанные ими алгоритмы были реализованы в виде компьютерных программ. Достижения С.В. Матвеева в  теории элементарных преобразований полиэдров (ныне преобразования носят его имя), теории сложности трехмерных многообразий широко используются ныне не только в топологии, но и в других областях математики. Он установил опровержение гипотезы Торнстона о гиперболическом многообразии минимального объема. Ввел в науку понятие спайна и построил классификацию многообразий Хакена. Результаты его исследований нашли применение в гиперболической геометрии и теории интегрируемых гамильтоновых систем.

Сергей Владимирович проявил себя не только выдающимся ученым, но и блестящим организатором. Он основал кафедру во вновь открытом Челябинском университете, основал в Челябинске топологическую школу, вырастил много учеников. Избран академиком РАН.

В заключение хочу заметить, что выбор упомянутых коллег в «богатыри» ни в коей мере не умаляет заслуг и достижений других представителей математического племени ЮУрГУ. Про каждого из них можно было бы рассказать много интересного и поучительного. Я выбрал этих троих – они мне наиболее симпатичны.

Герман Платонович Вяткин

Я познакомился с Вяткиным, когда мы вместе учились в Университете марксизма-ленинизма. Он был  старостой нашей группы.

Герман Платонович Вяткин правильно понимал, как должен развиваться университет. Особенно в девяностые годы, когда вуз потихоньку угасал. Денег не было, люди увольнялись, студенты поступать не спешили. Надо было развивать новые направления, за что его тогда и критиковали. Он присоединил институт коммерции, сделав из него факультет, начал развивать гуманитарные направления, но предпочтение отдавал тому, что помогло бы вузу заработать. Экономисты, юристы, спортсмены. Сторонники прежнего Политеха сетовали: оборонные направления чахнут, а вместо них открывается неизвестно что. Но как показало время, Вяткин оказался прав, и вуз за счёт этого выжил, сохранил кадры, постепенно превратившись сначала в технический университет (ЧГТУ), а потом и в классический (ЮУрГУ).  

Логика развития университета, его переход из технических в категорию классических требовали расширения спектра направлений и специальностей с фундаментальной подготовкой. В 2002 году были лицензированы специальности «Прикладные математика и физика» и «Математика» и сделан первый набор студентов для обучения этим специальностям. Это естественным образом привело к делению факультета ПМиФ в 2003 году и созданию двух новых факультетов: механико-математического и физического.

Новые структуры возглавили: специалист в области математического моделирования физико-химических процессов профессор, доктор технических наук А.Д. Дрозин (на фото ниже), и профессор, доктор физико-математических наук Н.Д. Кундикова, много сделавшие для организации и становления молодых факультетов.

В состав механико-математического факультета вошли кафедры алгебры и геометрии (бывшая кафедра №1, заведующий – профессор В.А. Антонов, вскоре – кафедра общей математики, заведующий доцент В.Л. Дильман), математического анализа (бывшая кафедра №2, заведующий профессор А.Д. Дрозин), прикладной математики (заведующий профессор В.И. Ширяев), и вновь созданные кафедры вычислительной и небесной механики (профессор В.В. Емельяненко), дифференциальных уравнений и динамических систем (профессор И.Г. Корепанов), функционального анализа (профессор Л.Д. Менихес). На факультете создали студенческий вычислительный центр и лабораторию математического моделирования и информационных технологий. К работе были привлечены авторитетные математики, расширившие спектр кафедр факультета. Здесь начинали свою историю кафедры алгебры (профессор Р.Ж. Алеев), вычислительной математики (профессор В.П. Танана), системного программирования (профессор Л.Б. Соколинский), уравнений математической физики (профессор Г.А. Свиридюк), вычислительной механики (профессор Ю.М. Ковалёв) и др.  

Математика и математики заняли достойное место в структуре ЮУрГУ. А инициатором и вдохновителем этих реформ был ректор ЮУрГУ Герман Платонович Вяткин.

Борис Яковлевич Зельдович

Борис Яковлевич Зельдович был приглашен на работу в ЮУрГУ в 1987 году. К этому моменту он уже был лауреатом Госпремии за обращение волнового фронта, работал в Москве, в Институте проблем механики АН СССР, но ему там ничего (в смысле членства в академии) не светило.

Г.П. Вяткин пригласил его в Челябинск организовать лабораторию. Лаборатория была открыта в институте электрофизики в Свердловске, в ЧПИ появился её филиал, куда прибыли москвичи. В этом же году его и Германа Платоновича Вяткина  избирают членами-корреспондентами АН СССР.

Зельдович был переполнен идеями и ему требовались ученики, которых можно было бы обучить физике и поручить их реализацию. Но в 1987 году в ЧПИ еще не было ни математического, ни физического факультетов. Так родилась идея организации специальных групп для усиленной физико-математической подготовки. Они явились предтечей появившихся позднее математического и физического факультетов. Мы отобрали группу  лучших первокурсников с разных факультетов и специальностей, и стали их учить по специальной программе, Зельдович разработал физическую её часть, а я математическую. Первый набор выпустился с дипломами по специальности «Электрофизика». Потом на базе этого потока был создан факультет Прикладной математики и физики, Юрий Измайлов (на фото ниже) был первым его деканом, потом появились физический и математический факультет, просуществовавшие до 2013 года.

Опыт работы с Б.Я. Зельдовичем в потоке усиленной физико-математической подготовки оказался удачным и с успехом был использован позднее при работе с физиками и математиками уже в рамках традиционных для высшей школы структур.  Б.Я. Зельдович явился катализатором научной активности всех, работавших с ним преподавателей и студентов.

В 1994 году Борис Яковлевич  уехал в США, на должность профессора Университета Центральной Флориды. С моей точки зрения, это была ошибка. Я навещал его несколько раз в Орландо, в штате Флорида. Умер он неожиданно рано в 74 года.

Современность

Современная история математики и математиков в ЧПИ-ЮУрГУ связана с приходом на факультет профессора Г.А. Свиридюка с учениками. Он интенсифицировал научную работу факультета, с его приходом участились защиты диссертаций, повысилась «остепененность» сотрудников. Свиридюк создал кафедру Уравнений математической физики, открыл магистратуру по направлению МАТЕМАТИКА. В марте 2013 года деканом факультета становится его ученица профессор А.В. Келлер, предпринявшая масштабную перестройку всех направлений работы факультета. В частности, сервисная нагрузка (т.е. преподавание математики для нематематических направлений и специальностей) была перераспределена с кафедр математического анализа и алгебры и геометрии на все кафедры факультета, соответственно был изменен кадровый состав кафедр и их руководство. С целью унификации учебного процесса были пересмотрены рабочие планы и программы математических специальностей. Механико-математический факультет был переименован в факультет математики, механики и компьютерных наук, были получены лицензии на подготовку специалистов по направлениям Математика и компьютерные науки, Прикладная математика и информатика, был закрыт набор на направление МАТЕМАТИКА.

Сегодня математики в составе ИЕТН представлены пятью кафедрами. Это кафедры: вычислительной механики (кандидат физико-математических наук доцент Е.С. Шестаковская), уравнений математической физики (доктор физико-математических наук профессор Н.А. Манакова), прикладной математики и программирования (доктор физико-математических наук профессор А.А. Замышляева), математического анализа и методики преподавания математики (доктор физико-математических наук доцент В.Л. Дильман), математического и компьютерного моделирования (доктор физико-математических наук профессор С.А. Загребина).

Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.