«Это самый автомобильный праздник»: интервью с Юрием Рождественским

Этот год стал юбилейным не только для Южно-Уральского государственного университета (ему исполняется 80 лет), но и для одной из ведущих кафедр вуза – кафедры автомобильного транспорта. В декабре она празднует 65-летие. За годы своего беспрерывного развития кафедра реализовала массу собственных разработок, которые используются автомобильными хозяйствами начиная со времен СССР во всех регионах страны. Накануне Дня автомобилиста о науке, авто и дрифте (конечно, не по городским улицам) мы побеседовали с профессором и заведующим кафедрой автотранспорта ЮУрГУ Юрием Рождественским.

– Юрий Владимирович, как известно, лучше начинать с истоков. Вы работаете на кафедре автомобильного транспорта ЮУрГУ уже больше 50 лет и видели путь ее развития. Так с чего начинается история автотранспортной кафедры?

– История начинается с 1958 года: тогда решили выпускать инженеров по эксплуатации автомобильного транспорта. С этого времени и организовали кафедру автотранспорта во главе со Львом Григорьевичем Анискиным. Вторым заведующим был Валерий Никифорович Прокопьев. С 2009 года заведую кафедрой я. За все время коллектив кафедры разработал много полезных вещей, которые использовались по всей стране. Это и первая система воздушного подогрева автомобилей в зимнее время (1960-1970-е годы), и стенды для диагностики автомобилей (1970-1980-е), и, в рамках развития научной школы по трибологии, программное обеспечение для ЭВМ по трибоанализу подшипников двигателей внутреннего сгорания (1980-2000-е), которое у нас закупали все моторостроительные заводы страны, разработка новых двигателей, импортозамещение (2010-2020-е). Например, в рамках одного из таких проектов, мы работаем с Уральским дизель-моторным заводом по программе импортозамещения для двигателей с цилиндровой мощностью 240 кВт.

– Сегодня это уже другая кафедра, нежели 20–30 лет назад? Что изменилось?

– Ну, во-первых, состав меняется, т. е. приходят молодые, уходят люди пожилые. Раньше, когда еще заведовал Лев Григорьевич Анискин, у нас вообще не было ни одного доктора на кафедре. Когда на смену пришел Валерий Никифорович Прокопьев, то он первым защитил докторскую диссертацию в 1985 году и стал первым заведующим – доктором наук. А на сегодняшний день у нас 6 докторов наук. Во-вторых, сама наука. Если раньше у нас были в основном работы с предприятиями, то в последние два десятилетия появились гранты федерального значения.

В 2016 году произошло объединение нашей кафедры и кафедры эксплуатации автомобильного транспорта. Появились новые направления в учебном процессе и науке. Теперь готовим выпускников не только по технической, но и по коммерческой эксплуатации автотранспорта. В 2020 году выигран грант и выполнен проект транспортной сети Челябинской агломерации – основа будущего развития всей системы транспорта в городе Челябинске и близлежащих городах.

Поставили камеры на перекрестке, которые следят, как двигаются автомобили. Каждый автомобиль выбрасывает вредные отработанные газы. Разработали систему динамического контроля выбросов автомобилей «AIMS-Eco», основанную на нейронной сети для прогнозирования концентрации загрязняющих веществ. Это заинтересовало администрации сразу нескольких городов России. Внедряем там систему. В общем, мы по-прежнему не сдаем своих позиций.

– На решение каких проблем и вопросов в автомобильной сфере нацелена кафедра автотранспорта ЮУрГУ сегодня?

– Кафедра активно включилась в работы по программе развития ЮУрГУ «Приоритет-2030». В рамках Стратегического проекта № 1 «Интеллектуальное производство» совместно с Инжиниринговым центром ЮУрГУ и Уральским автозаводом «УРАЛ» сотрудниками кафедры выполнялись работы по разработке элементов трансмиссии, подвески автомобилей Урал, электрического мусоровоза, Арктического автобуса.

В рамках Стратегического проекта № 2 «Новые функциональные материалы» началась работа по применению новых материалов и технологий для основных деталей серийных двигателей производства ООО «ЧТЗ – Уралтрак».

В рамках Стратегического проекта № 3 «Экосреда постиндустриальной агломерации» в 2022 году получен грант и оформлен лицензионный договор на патент «Интеллектуальная система мониторинга количества выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в режиме реального времени».

Продолжаются работы по совершенствованию транспортной сети Челябинской агломерации. В области трибологии кафедра успешно развивает научные связи с университетами Болгарии и Сербии. В 2022 году проект для биоразлагаемых смазочных материалов был поддержан грантом Росийского научного фонда.

– Юрий Владимирович, ваш полувековой преподавательский стаж предполагает и огромный научный опыт. Чем вы прежде всего гордитесь как ученый? Имеются ли у вас собственные разработки?

– Мое научное направление – трибология. Основатель его на кафедре – Валерий Никифорович Прокопьев. Я, как его ученик, стоял у истоков развития школы. У нас создана вузовско-академическая лаборатория «Триботехника», оснащенная современным оборудованием. Наука – это коллективный труд, работаю со своими учениками, горжусь ими. Из 16 нынешних преподавателей (6 докторов наук и 8 кандидатов технических наук) почти у половины из них я был научным руководителем. Всего мной подготовлено 9 кандидатов и 3 доктора наук. Уже ученики моих учеников защищают докторские диссертации. И я не могу не гордиться ими. Надеюсь, какой-то вклад я внес в их научное развитие.

– Какие дисциплины преподаете студентам сегодня?

– Конструкция автомобиля, эксплуатационные свойства автомобиля, рабочие процессы и основы расчета автомобилей – это предметы, которые связаны непосредственно с профессией автомобилиста, мы автомобильная кафедра. Дальше все обрастает другими дисциплинами: «Техническая эксплуатация автомобилей», «Основы триботехника», «Ремонт автомобилей» и так далее.

– В область ваших научных интересов входит трибология. Расскажите неискушенному наукой читателю, что это за наука?

– Термин «трибология» придумали англичане в 1956 году. Это еще один раздел физики, который исследует процессы трения, изнашивания и смазки машин. Как можно победить трение? Можно износостойкий материал создать, можно смазать детали, чтобы сократить их износ. В мире есть сильные школы, которые занимаются этими вопросами. Периодически собирается мировое сообщество ученых на всемирных конгрессах по трибологии. Первый такой форум прошел в Лондоне в 1998 году, мы были его участниками. Конгрессы проходили в Австрии, в Китае, в Америке, во Франции, в других странах – мы выступали с докладами на всех этих мероприятиях. Стараемся, чтобы нас мир знал и чтобы мы знали про мир трибологии!

– Вы подсчитывали, сколько студентов вы выпустили за время своей преподавательской карьеры?

– Я скажу о кафедре автотранспорта в целом. Более пяти тысяч выпускников.

– Как складываются судьбы ваших выпускников?

– Абсолютное большинство из них хорошо трудоустраиваются. Вот любого откройте (листает книгу о выпускниках кафедры), пожалуйста, – заслуженный машиностроитель Российской Федерации, почетный автотранспортник, ветеран автомобильного сельскохозяйственного машиностроения, лауреат премии ЧТЗ. Все из них успешны: кто-то руководит автотранспортными предприятиями, занимается в дилерских центрах продажей и ремонтом автомобилей, кто-то автомобили и тракторы делает, кто-то – двигатели и прочее-прочее.

– А где они работают?

– Прежде всего в автотранспортной отрасли и в машиностроении. Изначально факультет у нас был конструкторский, поэтому оттуда и конструкторская часть у нас сохраняется. А с точки зрения эксплуатации автомобилей, где наш выпускник? Это замминистра транспорта в Москве, начальники департамента транспорта, руководители транспортных республиканских, областных объединений, это начальники автохозяйств, руководители автобусных и троллейбусных парков, логистических центров, ГАИ. Автоцентры – в основном туда сегодня наших выпускников приглашают. Сейчас ведь много автосервисов, и чтобы получить на них лицензию, надо обязательно автомобильное образование иметь, то есть это наши люди должны туда прийти. Многие организуют собственный автобизнес. У нас только в Челябинске 500 с лишним автосервисов и, в основном, там наши ребята.

– Вы поддерживаете контакты со своими выпускниками?

– Мы периодически издаем книги о наших выпускниках. Вот сейчас, к юбилею университета и кафедры, пригласили нашего выпускника из издательства «Абрис», отдали ему нашу рукопись. К юбилею выйдет книга о Валерии Никифоровиче Прокопьеве. Он тридцать лет был   заведующим кафедрой. Почти все разделы книги написаны нашими выпускниками.

– Юрий Владимирович, у вас, наверное, имеются собственные методы преподавания, а может, какой-то особый подход к работе со студентами?

– Я стараюсь, чтобы студенты как можно больше соприкасались с практикой. Недавно на лекцию я пригласил нашего выпускника, коммерческого директора автоцентра «Луидор» – это крупный дилер Горьковского автозавода. Он рассказывал, как работать в отделе продаж, как все это происходит на практике. У нас был даже запрос от автоцентров, чтобы давать побольше маркетинговых навыков студентам. На очереди приглашение нашего выпускника – специалиста по техническому обслуживанию автомобилей. Мы всегда готовы совершенствовать обучение на кафедре.  

– За что вы любите свою работу?

– За творчество. Она не монотонная: у нас всегда интересные люди, необычные идеи. Я очень люблю читать техническую литературу, сейчас очень много качественных изданий, вникаю, сравниваю, беру что-то на заметку, в общем, стараюсь быть в тренде. Студенты все время что-то приносят новое, поэтому очень интересно работать!

– Юрий Владимирович, вы являетесь одним из организаторов автомобильных соревнований Челябинского отделения Российской автомобильной федерации. Насколько популярен и как развивается автоспорт в городе?

– Автоспорт популярен, энтузиастов очень много, надо только организовать. Как раз 4 ноября, в честь дня автомобилиста и юбилеев вуза и кафедры, мы организуем очередные соревнования «Виртуоз руля» на «Трассе 74». Наш выпускник Сергей Анкудинов организовал в Челябинске «Уральскую лигу дрифта». А что такое дрифт? Это когда автомобиль едет не прямо, а боком, в пределе, пока не лопнут шины. Все дымится и… БУМ (вскидывает руки)! На соревнованиях автомобилисты должны крутые виражи выписывать на асфальте, чтобы проехать боком. Лига – это наше детище, можно сказать, факультетское!

– Как родилась идея?

– Однажды мы просто начали размышлять, как бы нам студентов занять и привлечь абитуриентов, вот и придумали «Виртуоза руля». Потом мы пошли дальше: сделали конкурс «Автоледи», чтобы все женщины за рулем тоже могли поучаствовать. Они машины украшали всякими цветочками, к фарам приделывали реснички, так что все было красиво. А посмотреть набегали все: ребята из вузов, техникумов, школьники. Мы устраивали и «Автозвук», когда водители устанавливали в машины динамики и соревновались, у кого «перекричит». Опять-таки, наш выпускник Владимир Денисенко, председатель регионального отделения Российской автомобильной федерации, предложил сделать авторалли «Студент». Начали за него спортивные разряды давать. Дальше мы пошли от студенческих ралли до ралли «Южный Урал» – это уже всероссийские соревнования профессионалов, там участвовали наши ребята и становились чемпионами. В результате этих соревнований у нас появились несколько мастеров спорта. Потом целая фирма появилась, которая строила машины, дрэг-рейсингом занималась – это разгон автомобиля на короткой дистанции: кто быстрее разгонится. Тоже не без наших выпускников. То есть мы всячески поддерживаем этот спорт путем подготовки кадров, с одной стороны, и путем организации соревнований или участия в них – с другой.

– Как относитесь к вашему профессиональному празднику, который выпал в этом году на 29 октября?

– Это праздник очень хороший, самый такой автомобильный! Хорошо, когда в этот день солнышко и небо голубое, но даже если выпадет снег, мы радуемся: есть возможность продемонстрировать свои водительские навыки более профессионально.

– Что бы пожелали ко Дню автомобилиста водителям и пассажирам?

– Главное, чтобы они были внимательны на дороге, берегли себя. Особенно пешеходы. Чтобы всегда переходили улицы по пешеходному переходу и смотрели направо-налево, чтобы не подвести водителя, потому что водитель всегда ответственен – он за рулем средства повышенной опасности. И, конечно, желаю ровной дороги!

Екатерина Больных, фото Сергей Качко
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.