Все, что вы хотели знать о страхе, но боялись спросить

Страх как эмоциональное состояние сопровождает человека с рождения. Боязнь публичных выступлений, одиночества, страх войны, бедности или болезней – перечислять можно долго, – у каждого найдется свой повод для страха. Укрощать адреналин – прерогатива психологов. Но как со «страхом» работают лингвисты, мы узнавали у ученых Южно-Уральского государственного университета.

Научный коллектив Института лингвистики и международных коммуникаций ЮУрГУ получил свидетельства о государственной регистрации РИД на свою разработку, аналогов которой в мире еще нет. Это уникальный по своей исследовательской базе и характеру информации Интернет-портал, представляющий собой большой банк данных об интерпретациях в русской лингвокультуре важных общечеловеческих ценностей и других ментальных категорий.
Ученые исследовали ассоциации обывателей для таких ценностей, как «образование», «карьера», «Родина», а также для концепта «страх». О страхе мы и будем говорить.

«Обращение к «страхам» россиян не случайно, поскольку, с одной стороны, страх и различные его формы являются необходимой эмоциональной составляющей жизни практически каждого человека, группы и общества, – говорит кандидат филологических наук Дарья Выговская. – С другой стороны, страх, каким бы он ни был, снижает качество жизни личности и социума. Подробный анализ понятия «страх» позволяет вербализовать опасения и проблемы россиян в целом и представителей молодого поколения в частности, помогает лучше понять потребности молодых людей и использовать целенаправленную молодежную политику».

В основу исследования (по его результатам составят базы данных) положен психолингвистический анализ, представляющий собой метод, который соединяет психологию и лингвистику – науку о языке. Психолингвистический анализ позволяет выявить подсознательную реакцию человека на лингвистический стимул – то есть слово. Так, респонденту предлагается не думая и в условиях специально созданного шума, который не позволяет концентрироваться, выдать первую приходящую в голову ассоциацию к слову «страх». И нередко эта частная ассоциация, которая формирует представление индивидуума о реалиях (в нашем случае это страх), может значительно отличаться от общепринятых трактовок слова, зафиксированных в толковых словарях.

Психолингвистический метод считается достаточно достоверным для исследований, поскольку работает с подсознанием человека, откуда проистекает истинное, часто неосознаваемое отношение личности к вещам.

Интересно, что лингвисты ЮУрГУ проводили свое исследование на респондентах в три исторически и социально значимых этапа современного мира. Первый этап – 2012-2013 гг. – время общемирового терроризма и экстремизма; второй этап – 2020-2021 гг. – период пандемии COVID-19; третий этап (2022 г. – настоящее время) – период специальной военной операции на Украине. Все три периода представляют собой в определенной степени поворотные этапы в истории человечества и являются дестабилизирующими факторами в отношении социальном, политическом и экономическом. Становится очевидным, что подобные социальные потрясения вызывают у людей психоэмоциональные подвижки в отношении разных реалий. Так, ученые выяснили, что понимание концепта «страх» у людей часто будет отличаться в зависимости от реальных условий и обстоятельств, экономической и социальной обстановки, в зависимости от возраста.

В течение трех периодов были исследованы анкеты около 750 респондентов из разных регионов страны. Это были люди молодого (≈17-35 лет), среднего (≈ 36-55 лет) и старшего (≈ 56-80 лет) возрастов. Участникам предлагались компьютерная или рукописная анкета, в которой вопросы о страхе перемежались с вопросами о параллельно исследуемых общечеловеческих ценностях («образование», «карьера», «Родина»), чтобы не допустить фиксации ума на одной конкретной теме – отклик должен быть быстрым. Первый пришедший в голову ответ респонденты фиксировали в виде фраз, отдельных слов, изображений, символов – всего, что могло прийти в голову в качестве ассоциации с предлагаемым словом.  

Интерпретации страха у людей значительно отличались: свой отпечаток на это наложили разница в возрасте и поколениях, разница в профессиях, регионах проживания, половые различия, социальные условия и обстоятельства.

Выяснилось, что молодежь студенческого возраста чаще всего боится экзаменов, контрольных, публичных выступлений, нового коллектива; кроме того, молодые испытывают страх смерти, темноты и различных абстрактных персонажей, с которыми познакомились в детстве через мифы, мультфильмы, книги и рассказы других людей. Люди среднего возраста в основном испытывают страх неудач, краха карьеры, недостаточной зарплаты, неоцененности труда и профессиональных навыков, безработицы – всего, что связано с самореализацией; также им свойственен страх болезней. Старшие поколения чаще всего испытывают страх войны, голода, нищеты и одиночества.

Ученые сделали вывод, что у молодых людей страхов больше, чем у средневозрастных и пожилых людей. Кроме того, их страхи более абстрактны. Средневозрастные люди хранят страхи более обоснованные и реальные, поскольку последние имеют отношение к качеству жизни и в некоторой степени экзистенциальной угрозе. Люди старшего поколения страхов имеют меньше, чем все остальные, а имеющиеся связаны в основном с воспоминаниями о давних событиях Великой Отечественной войны.

Как еще отмечают ученые ЮУрГУ, любопытным оказался тот факт, что люди молодого и среднего возрастов реагировали на стимул «страх» и такими глаголами, как например, «бить», «защищаться», «отбиваться», то есть занимали доминирующую над страхом, активную, наступательную позицию, в то время как люди старшего поколения уходили в пассивное состояние, позицию жертвы через упоминание слов «беспомощность», «испуг», «паника».

Результаты проведенных исследований ученые систематизируют в психолингвистическом словаре ценностей в онлайн-формате. Над названием ресурса разработчики пока размышляют. На сайте у пользователей будет возможность просматривать всевозможные обывательские интерпретации исследованных ценностных категорий, в частности концепта «страх». Онлайн-словарь оснастят фильтрами по полу, возрасту, профессии, месту проживания, этапу исследования. Для удобства пользователей информацию визуализируют в виде графиков и диаграмм.

Портал может использоваться всеми желающими и будет в открытом доступе. В частности, его данные будут полезны в рекламной деятельности, при разработке стратегий социальной политики и прогнозировании действия ее мер, для новых лингвистических исследований, для сотрудников сфер культурологии, социологии и для медиасреды при написании эффективных текстов; данные применимы при обучении русскому языку и формированию коммуникативной компетенции как у носителей русской культуры, так и у иностранцев.

Сегодня сайт с уникальными базами данных находится в процессе разработки. Ученые ЮУрГУ планируют продолжать свои исследования в дальнейшем и пополнять будущие базы данных новой информацией.

Помимо базы данных для концепта «страх» лингвисты Южно-Уральского госуниверситета работают над еще четырьмя базами данных, исследования для которых проводились параллельно «страху». Это отдельные базы данных для каждой из общечеловеческих ценностей: «образование», «карьера», «Родина», а также база данных психолингвистического исследования особенностей языкового сознания и речемыслительной деятельности молодежных субкультур в России.

Екатерина Больных, фото: Сергей Качко. Картина: "Крик" Эдварда Мунка
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.