Все мы немного машиностроители…

В последнее воскресенье сентября в России отмечается День машиностроителя. Почему этот праздник так важен для нашего вуза, мы поговорили с директором НИИ опытного машиностроения Рамилем Закировым. 

 

– 15 декабря 1943 года – день рождения Челябинского механико-машиностроительного института, нынешнего ЮУрГУ. Машиностроение – наше начало начал. Расскажите о традициях, которые существовали и продолжаются в вузе именно в этом направлении.

– Все эти 80 лет, начиная с Механико-технологического факультета, мы готовили специалистов машиностроения. Вообще у нас регион всегда считался металлургическим, но сегодня машиностроение по объемам уже сравнялось с металлургией. Новых металлургических заводов не появляется, все остались с советских времен, а машиностроительные предприятия открываются постоянно. Современные хорошие машиностроительные предприятия в Челябинской области – это большой конгломерат в области машиностроения, и все эти предприятия плотно связаны с нашим вузом: и по подготовке кадров, и по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, которыми мы занимаемся. Я могу сказать, что сегодня наш Южно-Уральский государственный университет, если брать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – это на 80 % машиностроение. Поэтому День машиностроителя для большинства сотрудников нашего университета – это профессиональный праздник.

 

– Можно ли сказать, что машиностроение на Южном Урале зародилось одновременно с нашим вузом?

– Сто процентов! Миасский автозавод «Урал», Челябинский кузнечно-прессовый завод открылись в начале Великой Отечественной войны, буквально через год появился Челябинский механико-машиностроительный институт. Эти предприятия были локомотивами, флагманами, они создали основу нашего машиностроения. 

 

– Назовите самых ярких ученых, которые внесли большой вклад в развитие отрасли на Южном Урале.

– У нас есть доктор наук Виктор Иванович Гузеев, который был деканом Машиностроительного факультета, а сейчас заведует кафедрой «Технология автоматизированного машиностроения». Он воспитал целую плеяду специалистов, которые работают почти на всех промышленных предприятиях нашей области. Я могу назвать Юрия Владимировича Рождественского, это знаменитый Автотракторный факультет. Они до сих пор работают, до сих пор в строю. 

 

– Рамиль Агзамович, расскажите о крупных достижениях ЮУрГУ в области машиностроения.

– Мы готовим кадры, это наша основная миссия. Кроме того, мы используем наш потенциал для серьезных научных разработок. С предприятием КАМАЗ совместно делали большую работу: гипоидную передачу ведущего моста. С производственной компанией «Ходовые системы» из Челябинской области мы разработали следящую систему бульдозера. С автозаводом «Урал» ведется большая работа, тема у всех на слуху: арктическая техника. Мы создали три машины: автобус арктический, полуприцеп и тягач. Завод «Спецагрегат» – крупнейшее машиностроительное предприятие Челябинской области, с ним мы вели разработку аэродромной машины. В Курганской области создали линейку коммунальных машин. В Калуге на предприятии «Меркатор» также занимаемся коммунальной техникой. Мы делали расчеты электробусов для Москвы, трамваи, которые производит московская компания ПКТС  – это тоже наши расчеты. Это я назвал объемные амбициозные проекты, которые разрабатывали последние 10 лет. 

 

– Какова главная цель и задача НИИ опытного машиностроения? 

– Во-первых, обучить высококлассных специалистов. Во-вторых, помочь нашим ученым воплотить «в железе» их изобретения и разработки. У нас в составе НИИ опытного машиностроения есть несколько современных лабораторий, в них изготавливаются опытные образцы. Над чем бы ни работал ученый или аспирант – грант РНФ, госзадание – с помощью нашего уникального оборудования мы можем выполнить любой заказ быстро, качественно и гораздо дешевле, чем на рынке. Ну и конечно, мы работаем в рамках хоздоговоров, выполняем НИОКРы. Наш институт – это главное окно для бизнеса, промышленных партнеров, которые приходят со своими просьбами в решении их задач. Сегодня важнейшая такая задача – реверсивный инжиниринг, и наши специалисты этим очень плотно занимаются. ЮУрГУ заработал имя, и нас уже знают в стране, обращаются со всех регионов России.

 

– Как сейчас обучают студентов-машиностроителей? Что появилось нового: оборудование, сам подход?

– Учебные программы, наверное, особо не менялись: мы по-прежнему даем фундаментальные знания. Но реализуют эти знания студенты на самом современном оборудовании, которое соответствует мировому уровню и имеется не у каждого технического вуза. Новое в подготовке – это компьютерное конструирование. У нас есть центр компьютерного инжиниринга ЮУрГУ, в нем – современнейшие рабочие места, хорошие программы, и наши студенты там проходят практику. Мы им даем какую-нибудь деталь и говорим: делай 3D-модель и на ее основе разработай документацию. Это очень полезно. И этим занимается не только наша кафедра «Технология автоматизированного машиностроения», в инжиниринговом центре начинают практиковаться и студенты Института естественных и точных наук. Они вообще молодцы! Они проходили у меня практику летом, очень понравились. Может они, окончив ИЕТН, пойдут работать в машиностроение. Наше оборудование, наши программы позволяют ребятам понимать процесс, суть того, что требуется сегодня для предприятий машиностроения. Они хотят получать конструкторов-технологов, и мы студентам такие знания даем.

 

– Как вы считаете, какой сейчас главный мировой тренд в машиностроении? 

– Перевод практически всех машин на экологически чистые источники питания, и наш университет занимается этим. Новые электродвигатели, или гибридные силовые установки – это тренд во всем мире. Мы сегодня разрабатываем коммунальную технику на электрической тяге. Москва заказывает машины полностью на электрическом двигателе. Экология и экономичность машин – мировой тренд, которого мы придерживаемся.

 

– Рамиль Агзамович, что бы вы пожелали своим коллегам-машиностроителям – ученым и работникам предприятий?

– Работникам предприятий я хочу пожелать много хороших заказов, высокой заработной платы, новейшего оборудования. Также хотел пожелать, чтобы они наших специалистов, наших выпускников принимали с большой радостью. А нашим ученым я желаю плотного взаимодействия с нашими индустриальными партнерами, это наши работодатели, это наши хорошие заказчики. Всем здоровья и процветания. В воскресенье прогнозируют хорошую погоду, мы дружно все отметим День машиностроителя. Пусть таких солнечных дней в жизни каждого будет больше.

 

Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.