«Человек. Война. Победа»: в Зале искусств ЮУрГУ открылась виртуальная выставка

К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне в Южно-Уральском государственном университете в режиме виртуальной демонстрации открывается выставка экспонатов, отражающих память о героическом подвиге народа, о несгибаемой воле воинов, о трагизме потерь в войне и радости Победы. Новую выставку университетского Зала искусств анонсирует доктор искусствоведения, доктор исторических наук, Заслуженный деятель науки РФ заведующий кафедрой теологии, культуры и искусства ИМСГН Николай Парфентьев.

«Концепция экспозиции учитывает особые обстоятельства, которые не позволяют пока встретиться в самом Зале искусств. Пространство выставки перенесено в виртуальную реальность. Это позволяет нам представить вниманию зрителей не только экспонаты Художественного музея ЮУрГУ, реально присутствующие в Зале, но и провести экскурсии по материалам Виртуального филиала Государственного Русского Музея, Челябинского музея изобразительных искусств. Первый раздел экспозиции посвящен наиболее известным произведениям о войне выдающихся советских художников, второй – работам наших современников Сергея Жаткова и Сергея Коляскина, известных мастеров художественной фотографии, участников всероссийских и международных выставок и проектов. Приглашаем Вас посетить эту выставку пока виртуально. Она доступна в социальной сети ВКонтакте. Но обязательно встретимся с Вами реально в Зале искусств нашего университета Куратор выставки – директор Художественного музея ЮУрГУ Анатолий Разуев».

Произведение, открывающее выставку

В Челябинском государственном музее изобразительных искусств хранится одно из самых знаменитых произведений о Победе над гитлеровской Германией. Это – масштабное (3х4 м) полотно «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии».Произведение создано М.Куприяновым, П.Крыловым и Н. Соколовым (Кукрыниксами) в 1945-1946 гг. Представители великой русской школы, наследники Репина и Сурикова, они использовали портретные зарисовки участников события, этюды с натуры в Германии, рассказы очевидцев и документальные фотографии. Благодаря такому подходу, творческий коллектив советских живописцев и графиков  c  удивительной достоверностью запечатлел событие,  положившее конец Великой Отечественной войне. Картина поступила в Челябинский музей изобразительных искусств в 1951 году. Она стала достоянием города, благодарностью за особые заслуги, которые внес Танкоград в Победу над фашизмом. На выставке Зала искусств ЮУрГУ  картина представлена виртуально.

Ключевое произведение выставки

В Зале искусств можно будет увидеть в реальной экспозиции широко известное и любимое народом «хрестоматийное» произведение. Университет стал обладателем уникальной работы. Произошло это накануне 75-летия Победы. Стараниями директора Художественного музея ЮУрГУ, искусствоведа, преподавателя кафедры теологии, культуры и искусства Анатолия Разуева коллекция университета пополнилась копией картины Юрия Михайловича Непринцева «Отдых после боя» (1951). Копия датирована 1968 годом. После большой подготовительной работы по ее сохранению и оформлению, эта высокохудожественная копия (холст, масло,150х220) стала ключевым экспонатом выставки.

Юрий Михайлович Непринцев. Отдых после боя. 1951. Холст, масло. 192 × 300 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В июне 1941 года художник Юрий Непринцев (1909-1996), аспирант Ленинградской академии художеств, записался добровольцем на фронт. В 1942 г., будучи командиром взвода морской пехоты,  он впервые услышал поэму Александра Твардовского «Василий Тёркин». Идея написать картину, посвященную рядовому бойцу, вынесшему на своих плечах все тяготы войны и сохранившему светлое и озорное отношение к жизни, родилась уже тогда. Без таких Тёркиных, которые «в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе», готовых всегда рассмешить товарищей небылицей, весело поддеть или подбодрить шуткой, труднее было бы одержать Победу в войне.

 

Привалясь к стволу сосны,

  Не щадя махорки,

  На войне насчет войны

  Вёл беседу Тёркин.
Балагуру смотрят в рот,

  Слово ловят жадно

  Хорошо, когда кто врёт

  Весело и складно.
Саид Бицираев. Портрет Народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, профессора Ю.М. Непринцева

Напряжённая работа автора над картиной продолжалась с 1949 по 1951 годы и увенчалась большим успехом. Показанная на Всесоюзной художественной выставке в Москве, она получила высокую оценку зрителей и специалистов. В 1952 году за картину «Отдых после боя» Юрий Непринцев был удостоен Сталинской премии первой степени.

Оригинал картины «Отдых после боя» был подарен руководителю Китайской Народной Республики Мао Цзэдуну. В 1953 году Юрий Непринцев пишет вторую авторскую версию картины для Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца, а в 1955 году — третью версию для Государственной Третьяковской галереи. Именно этот вариант картины неоднократно экспонировался на крупнейших художественных выставках.

Автор досконально проработал фигуры солдат, вплоть до мельчайших подробностей, чтобы добиться максимальной реалистичности образов. Героев освещает мягкий свет солнца. Художник намеренно отказался от игры света и тени, дабы не привнести в свое произведение ненужную театральность. Окружающий пейзаж – это лес ранней весной, когда еще лежит снег, но уже нет пара от дыхания человека.

Центр картины, занятый бойцами, выделяет цветовое пятно –ярко-красный кисет в руках рассказчика. Боец что-то весело говорит присутствующим. Солдаты смеются, смех «взорвавшись» в центре, «затихает» к краям картины. В белых масхалатах на полотне угадываются разведчики. У одного из танкистов из-под шлема просматривается окровавленный бинт. У многих солдат висит за спиной или на плече оружие. Вдали в березняке спрятаны танки, судя по пушечным стволам и башням, «тридцатьчетверки».

Ю.М. Непринцев – представитель Петербургской школы живописи. В работе угадывается перекличка со знаменитыми «Запорожцами» Репина. Но у Непринцева воинов объединяет  не гомерический хохот, а  смех  и удаль, которые не дают упасть духом. Веришь, что эти солдаты, объединённые борьбой против захватчиков, победят страшного врага.  Возможно, тайна всенародной любви к работе Непринцева кроется в жизнерадостности, которая вызывает светлое чувство гордости за свой народ-победитель, лишенный жестокости и надменности. Каждый студент, преподаватель и просто житель нашего города и области имеет возможность полюбоваться замечательной копией работы великого мастера, вспомнить воинов, подобных самому художнику и его любимому герою – Василию Тёркину.

Организаторы выставки:

Н.В. Парфентьева, научный руководитель Зала искусств, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств  РФ

А.В. Разуев, заведующий Художественным музеем ЮУрГУ, старший преподаватель  кафедры «Теология, культура и искусство», член Ассоциации искусствоведов 

Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.