Зал искусств

ЗАЛ ИСКУССТВ ЮУрГУ



Научный руководитель Зала искуств Наталья Владимировна ПарфентьеваЗал искусств Южно-Уральского государственного университета открыт в мае 2003 года. Идея проведения художественных выставок в вузе предложена молодой кафедрой искусствоведения и культурологии и поддержана ректором Германом Платоновичем Вяткиным. Научным руководителем в деятельности Зала стала доктор искусствоведения, профессор Наталья Владимировна Парфентьева. За четыре года работы Зала искусств состоялось более 40 выставок. Они формируются на основе фондов Челябинской областной картинной галереи, Че­лябинского областного отделения Союза худож­ников России, творческого объединения «Гильдия мастеров», частных коллекций. Особо отметим выставки, организованные Российской Академи­ей художеств и Государственным Русским музеем. Постепенно создается и собственная художест­венная коллекция университета.

Прекрасное расположение Зала, двери которого выходят в центральный вестибюль, делает его доступным для посещения не только студенчес­твом, но и жителями города. Изначально было оп­ределено, что выставки будут бесплатными, чтобы все желающие могли приобщиться к образцам под­линного искусства. Создание в университете Зала искусств, отвеча­ющего всем современным требованиям, – сложная задача. Само пространство, почти пятимет­ровая высота и архитектурный облик, современное галерейное освещение, поддержание необходимого режима, наличие рояля и, нако­нец, оснащение мультимедийными средствами и современной системой охраны, — вот  параметры, которым отвечает Зал; в нем созданы все необходи­мые условия для информационно-выста­вочной деятельности.

«Шедевры XXвека. Отечественная живопись из фондов Челябинской областной картинной га­лереи» – так называлась первая экспозиция (май 2003 г.). Открытие Зала искусств такой выставкой задало всей последующей работе высокий настрой. Автором концепции вы­ступила искусствовед Г.С. Трифонова. Около 30 работ выдающихся отечественных мастеров вызвало чувство восторга, вдохновения и преклонения перед русским XXвеком. Подобные выставки классического искусства из фондов государственных музеев, из собраний кол­лекционеров можно определить как академические. Вершинными событиями этого направления стали также: «Западноевропейский гравированный порт­рет XVI–XIXвв.» (октябрь 2003 г.); «И.К. Айвазов­ский "Прощание": выставка одной картины» (март 2004 г.); «Традиции древнерусского искусства в культуре Урала. Выставка икон и рукописных книг из собрания Челябинской картинной галереи» (май 2004 г.). Именно в русле этого академического на­правления состоялась и выставка из фондов Госу­дарственного Русского музея, которая открылась в Зале искусств 16 ноября 2005 года.

Еще одним направлением, отражающим живое дыхание современного художественного процесса, стала организация выставок работ современных челябинских художников: Е. и А. Саночкиных, С. Черкашина, В. Скобелева, А. Кудрявцева. И. и Н. Болотских, Л. Кудрявцевой, З. Латфулина, В. Ваганова, Г. Мосина, Д. Сурина. Помимо этих выставок, носящих монографический характер, большим успехом пользовались и тематические выставки: «Пейзаж в творчестве российских художников»; «Семья ху­дожника»; «И небо, и земля все те же» и другие. Ярким со­бытием этого направления стала выставка произ­ведений мастеров Челябинска и Уфы «Российская Академия художеств представляет: произведения художников Южного Урала» (сентябрь 2004 г.).

Фотоискусство — еще один пласт современной художественной культуры. Он также не остался без внимания. Состоялись фото­выставки: С. Новикова (Екатеринбург) «Но­белевские звезды в России», П. Большакова (Челябинск) «Болдинская осень». Настоящим открытием стало про­ведение совместно с консульством Чехии фотовыставки Ярослава Трновского (Чехия) «Марина Цветаева в Праге».

Демонстрация любительского творчества преподавателей, сотрудников и студентов университета – еще одно направление работы Зала. С появлением собственного выставочного центра стали возникать предложения о проведении таких выставок. Жизнь пока­зала, что любительские работы полны свежести, обаяния и могут не уступать профессиональным. Такие выставки сближают людей, студенты глубже узнают своих преподавателей, сами начинают активнее участвовать в худо­жественном процессе. Многие годы в стенах ЮУрГУ передавалась традиция классической акварель­ной живописи. Профессор Заслуженный архитектор России М.П. Мочалова стала как раз той связующей нитью между русской школой акварели, воспринятой ею в годы учебы в Московском институте архитектуры от её учителей, и молодыми уральцами – студен­тами, будущими архитекторами. Закономерным итогом более чем 60-летней творческой и препо­давательской деятельности Марии Петровны стала её персональная выставка в Зале искусств: «Мария Мочалова. Акварель, рисунок».

Особую торжественную духовно-патриотичес­кую направленность имели юбилейные экспози­ции. К 60-летию ЮУрГУ приурочена выставка «Златоустовская гравюра на стали: традиции и современность» (декабрь 2004 г.). На ней выставлялись произведения искусства (в том числе оружейного) мирового художественного уровня из мастерских «Лик» (Златоуст). Зрители увидели и авторскую ко­пию Дарохранительницы, подлинник которой уста­новлен в московском храме Христа Спасителя. Этот шедевр создали златоустовские мастера А. и Н. Лохтачевы и их сын, выпускник ЮУрГУ Д. Лохтачсв.

Еще одна юбилейная выставка, посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, –  «Воссияй и возрадуйся, Великая духом Россия!» (май 2005 г.). На ней представлены произведе­ния художественного объединения «Творение» (рук. Л.С. Блохина, г. Челябинск). Огромные декоратив­ные панно, унизанные уральскими самоцветами, поражали ярким колоритом, нарядной празднич­ностью. За основу взяты знаменитые и хорошо известные памятники русской средневековой ико­нописи.

Благодаря совместным проектам с Российской Академией художеств (Москва), Государственным Русским музеем (Санкт-Петербург) Зал уверенно выходит на общероссийский и международный уро­вень. Его посещают гости ЮУрГУ. Здесь побывали губернатор об­ласти, консулы США, Германии, Англии, Чехии, за­рубежные участники международных конференций, представители российской научной и политической элиты. Как правило, в течение одной выставки Зал посещают до 3-х тысяч зрителей. На выставках проходят кон­ференции, концерты, творческие вечера и встречи с деятелями искусства. Художники, подарив свои работы университету, заложили основу формирова­ния музейной коллекции. В работе Зала ак­тивно участвуют студенты-искусствоведы. Для них это подлинная школа практики, путь вхождения в профессию. Именно для их профессионального становления совместно с Государственным Русским музеем 16 ноября 2005 года в Пушкинском зале университета открыт «Виртуальный филиал Государственного Русского музея», который ежегодно посещает более 5 тыс. чел.

Научно-методическое обеспечение работы вы­ставок, разработка их концепций, издание афиш и   каталогов,   проведение  экскурсионной  работы – вся эта многогранная деятельность осуществля­ется преподавателями кафедры искусствоведения и культурологии. Процесс гуманизации отечественного образования диктует необходимость расширения сферы художес­твенно-эстетического воздействия на студенчество, воспитание его на примере образцов подлинно­го искусства, и этому способствует новая система партнерства университета с учреждениями культу­ры и искусства.