Школа молодого лидера

Председатель оргкомитета Школы молодого лидера

Алина Сергеевна ЗУБКОВА

Сегодня становится особенно важным вовлекать молодежь в общественную, политическую, экономическую жизнь страны, региона, родного города. Психологи давно озадачены важным вопросом, который нашел свое выражение в проблеме соотношения социального и биологического в человеке. Проблема развития человека как социальной личности очень актуальна в наше время.  В связи с этим в 2004 году была создана Школа Молодого Профсоюзного Лидера ЮУрГУ, которая появилась как основной инструмент подготовки компетентного молодого профсоюзного актива. На первом этапе создания  ШМПЛ представляла из себя курс лекций и практических занятий.

Цели курса ШМПЛ:

  • получение большого объема необходимой и важной информации об университете;
  • оказание содействия в социальной адаптации первокурсников;
  • предоставление возможности в самореализации;
  • получение опыта организаторской деятельности, знаний, умений и навыков в различных областях знаний;
  • обучение эффективному взаимодействию с людьми и работе в коллективе;
  • обучение ораторскому искусству;
  • формирование студенческого актива первого курса;
  • тренировка лидерских качеств и т.д.

Главная задача - выявление социально-активной группы студентов. Помочь в формировании гражданской позиции, осознать себя как гражданина России, открыть новые интересы, связанные с социальной и общественной работой. Школа помогает развить у молодежи стремление к самореализации, самосовершенствованию. Чтобы всегда быть впереди и вести за собой людей, нужно постоянно развиваться, думать, изобретать.

В первый год работа Школы носила несколько стихийный характер во многом из-за того, что необходимо было выявить, насколько интересны подобные занятия первокурсникам, которые, еще ничего не зная об университете, уже делают первые шаги на профсоюзном поприще. Всего три учебные группы по 50 человек, 6 лекторов и огромный энтузиазм – вот и всё, чем располагала на тот момент Школа. Но, несмотря на все препятствия, первый опыт получился весьма удачным, во многом благодаря правильной организации и мотивации слушателей. По окончании лекций было принято решение о проведении трех дневного выездного семинара в клуб-отель «Золотой пляж», с различными тренинговыми, спортивными и культурно-массовыми мероприятиями. Результатом семинара стало выявление социально-активных студентов, многие из которых сейчас возглавляют профбюро факультетов.

2005-й год. Всё развивается, меняется. По итогам первого года было решено продолжить развитие и совершенствование ШМПЛ. В августе проведено анкетирование абитуриентов, по результатам которого отбирались участники ШМПЛ, тогда же состоялось первое подготовительное занятие, на котором ребятам предлагалось получить новую информацию об университете и профкоме студентов и аспирантов, проявить собственные лидерские качества в специально разработанной деловой игре.

С августа первокурсники начали слушать первые лекции, познакомились с организационной структурой университета, узнали немало фактов из жизни ЮУрГУ. Профком познакомил первокурсников с особенностями работы, с основными направлениями внеучебной деятельности. Ребята узнали о том, где и как им пригодится опыт организаторской деятельности, о том, что научиться этому поможет общественная работа.

Участие в Школе было предложено не  только студентам ЮУрГУ, но и обучающимся в других вузах города. По итогам подачи документов было сформировано 6 учебных групп по 100 человек в каждой.

На протяжении следующих двух месяцев проходило формирование учебно-методического комплекса для лекторов. В авторский коллектив вошли руководители различных направлений деятельности профкома, специалисты общественных организаций, студенты-лидеры. Лекции составлялись, исходя из опыта и знаний, с использованием специализированной литературы.

Готовилось к изданию методическое пособие, включавшее в себя всю необходимую полезную информацию, которая могла бы помочь студенту-первокурснику освоиться в университете, принять активное участие в профсоюзной деятельности. Каждому из студентов, проходящих обучение, было вручено методическое пособие «В помощь студенческому профсоюзному активисту». Этот сборник разработан специально для студентов-лидеров ЮУрГУ. В нем есть все, что нужно настоящему профсоюзному активисту: должностные обязанности, составы и графики работы профбюро, планы работ профкома и профсоюзных бюро факультетов, вся информация о структурных подразделениях профсоюзной общественной организации. Подобного издания не было ни на городском, ни на областном, ни на федеральном уровнях. Методические пособияразошлисьтиражом1000 экземпляров.

Курс ШМПЛ включает в себя две основные части: базовый лидерский и специализированный. Базовый курс состоит из девяти учебных пар, на которых ребята узнали, что такое корпоративная структура университета и студенческое самоуправление, кто такой лидер и как им стать, какие качества надо развивать для этого, как выстраивать деловые отношения, что такое команда, как построить карьеру и многое другое. Все активисты попробовали себя в роли лидера на специализированных тренингах, закрепили полученные на лекциях знания. Специализированный лидерский курс включает по три учебных пары в каждом направлении: профорги, культорги, спорторги. На этих занятиях ребята ознакомились с работой комиссий, их структурой, составом, получили возможность почувствовать себя организаторами.

Чтобы обучить такое количество слушателей, специально подбирался коллектив лекторов. Ими стали аспиранты и студенты-активисты Южно-Уральского университета. Для лектора ШМПЛ  - это уникальный шанс попробовать себя в роли преподавателя, наставника, показать мир, который открывает профсоюзная деятельность. Каждый участник ШМПЛ, кто ее посещал и активно участвовал во всех лекциях и тренингах, на торжественном собрании получил сертификат, удостоверяющий окончание данной Школы по выбранной специализации.

Для повышения мотивации участия в Школе разработана рейтинговая система оценки активности студентов. Критерии проработаны, и все лекторы им следовали. Разработана специальная система оценивания, по баллам. Баллы выдавались за проявление лидерских качеств и за активность. Именно по итогам полученных баллов по окончании ШМПЛ была сформирована группа из ста лучших слушателей – ТОР 100, которым предложили пройти организационно-управленческий тренинг «Продвижение. Кадровый резерв профсоюза». Продолжительность тренинга – 12 часов, в которые входят четыре ролевых игры, рефлексии, итерации и т.д. В течение всего тренинга студентов оценивали эксперты и игротехники. Целый день быть лидером? Справились не все… По итогам тренинга выбраны ТОР-30, набравшие наибольшие рейтинговые баллы. Именно эти слушатели школы вместе с активом профсоюза и тренерами были на выездном семинаре.

На протяжении 12-ти часов ребята постигали основы и навыки ролевого взаимодействия, логичным завершением послужил выбор 30-ти наиболее активных студентов, которых отличали от других наиболее развитые лидерские качества. Именно они были приглашены на трехдневный семинар, который на это раз проходил на базе отдыха «Синегорье» с выездом на горнолыжный курорт «Солнечная Долина». Ребята имели уникальную возможность совмещать приятное – участие в тренингах, с полезным – занятиями спортом. Программа продумана до мелочей: с утра – зарядка, потом – катание на лыжах, бордах, а дальше – тренинги, игры. Санаторий «Синегорье», рядом горы, лес, красота!

Занятия на курсах «Школа Молодого Профсоюзного Лидера» закончились в декабре, первые итоги подведены в начале 2006-го года. Но ШМПЛ на этом не закончилась: слушателей ждала практика – работа в профбюро на благо своего родного факультета. По их словам «Школа молодого лидера» стала началом большого и интересного пути.

2006-й год. Активные, не желающие скучно проводить свои университетские годы, первокурсники пришли на вводные занятия ШМПЛ. За три дня новоиспеченные студенты успели познакомиться друг с другом, с активом университета, а также показать себя. Основной задачей вводного курса было желание кардинально изменить мнение первокурсников о том, что университет – это только учёба.

В 2006-м году ШМПЛ расширила лекционный материал (теперь 22 лекции), увеличила состав лекторов, количество слушателей. 1400 студентов-первокурсников – это больше, чем студентов некоторых факультетов ЮУрГУ. По завершении курсов, на торжественном вручении сертификатов в актовом зале, был объявлен список ста лучших. Это те студенты, которые по традиции будут участвовать в организационно-управленческом тренинге.

Тренинг (12 часов) проводился на выездном семинаре на территории клуба-отеля «Золотой пляж» 21-24 декабря 2006 года. Для семинара разработана специальная программа тренингов и ролевых игр.

ШМПЛ постоянно ищет новые векторы развития. Одним из них стало проведение ШМПЛ в филиалах ЮУрГУ, где тоже учатся способные студенты. Для проведения такого рода выездных семинаров разработана специальная программа (сжатый курс ШМПЛ), которая была дополнена новыми тренингами.

Следующим этапом в развитии ШМПЛ стало проведение  с 3 по 9 февраля 2007 года выездного семинара ШМПЛ-II(ШМПЛ второго уровня) Его участники – наиболее активные и проявившие себя студенты. Заявки подавали многие, но отбор прошли не все. 24 профсоюзных лидера семь дней в режиме «нон-стоп» упорно работали над собой. Тренинги креативности, ораторского искусства, самопрезентации, эффективной работы в команде были ежедневными. Но самое главное – «Проектный подход», которому обучали и на лекциях и на тренингах. Лекции по проектному подходу включали в себя план подготовки проекта – от начала до конца. Отдельными лекциями было рассказано про ресурсное обеспечение проекта, методы генерации идей, риски при создании проекта, основные проблемы и способы их решения.  Итог – 24 проекта подготовлены и защищены к окончанию ШМПЛ-II, из них выделено 6, которые в настоящий момент реализуются в университете.

Один из векторов развития реализуется летом 2007-го года на базе СОЛ «Олимп». Планируется провести  12-ти дневную смену «Лидер» для студентов-активистов, на базе которой будет проведен конкурс «Студенческий Лидер УрФО». Будет много нового и интересного, начиная от культурного, спортивного  досуга студентов и заканчивая тренингами, мастер-классами.

Дальнейший основной акцент будет делаться на качественном совершенствовании содержательной части курса ШМПЛ, лекторской группы, увеличение количества слушателей Школы. 

Год за годом ШМПЛ все более приближается к реализации основной своей цели – формированию профбюро факультета из обученных активных студентов, которое могло бы эффективно строить свою деятельность. Недавно только к третьему-четвертому курсу ребята узнавали об общественной жизни в университете. Благодаря ШМПЛ, системному и целостному подходу к обучению в ней, мы добиваемся активного участия в общественной жизни и первокурсников. Поделившись опытом с «молодым» поколением, надеемся на то, что эта работа не прошла даром, что инициативу организаторской деятельности первокурсники проявят с большой активностью. Организаторы проекта уверены, что благодаря такой учебе студенты смогут быть более успешными в бизнесе, политике и в других сферах деятельности.

Каждый, кто прошел «Школу лидерства», пришел к своему пониманию действительности, к восприятию жизни. Коммуникабельность, харизма, ораторское искусство, навыки партнерского общения, умение высказывать и аргументировать собственную точку зрения, быть искренним, убеждать других, эффективно работать в команде, достигая своей цели, видение всей ситуации сложившихся обстоятельств, а не отдельных ее частей и многое, многое другое – все это необходимые составляющие для современного человека. «Школа молодого профсоюзного лидера»  – это школа жизни, школа общения, один из немаловажных институтов социализации человека, залог успешного развития нашего общества.