Универсиада Uni Fest

Международная театральная универсиада UNI FEST


Открытие фестиваляС 30 апреля по 6 мая 2006 года в Челябинске на базе студии театра «Манекен» ЮУрГУ проходила Международная Театральная Универсиада «UniFesT».

За последние десять лет в столице Южного Урала подобного события не происходило. Молодежные театры из Германии, Словакии, Швеции, Литвы, Москвы, а также из Перми, Ухты и Челябинска предстали на суд зрителей и друг друга. Каждое выступление отличалось своими выразительными средствами и, несмотря на разницу языков, было понятно и доступно.

Театр имени Гаспара Фейерпатаки-Белопотоки из Словакии со спектаклем «Мурлин Мурло», поставленным по пьесе Николая Коляды, завоевал сердца зрителей своей простотой и искренностью.

Театр из Швеции (режиссёр Кристер Торнквист) показал спектакль Sarscorpor («Раны заживают») по мотивам пьесы молодого драматурга Марии Блом. Пятеро актёров играли в спектакле по две-три роли, абсолютно разного плана, используя минимум слов и максимум пластики и пантомимы. Юная Анна Вальчич в роли Ангела покорила зрителя своим «небесным» голосом, и вошла в число награждённых актрис Универсиады.

Немецкий спектакль «Райские песни» - также в числе лучших работ, и дело не только в живой музыке (оркестр театра из Эрфурта стал эмоциональным пульсом фестиваля), а в том, как режиссёру Вернеру Бруннгрэберу удалось построить диалог между актёрами и музыкантами. Люди влюбляются, страдают, ревнуют, ссорятся, мечтают. Этюды о любви, которые игрались не только на немецком, но и на русском (!), английском и общечеловеческом языке музыки.

Студенческие Театральные Мастерские МГУ (режиссёр Ирина Лаптева) представили историю последних минут жизни Антуана Экзюпери, по пьесе В. Коростылёва «Десять минут надежды». Театр-студия Zero из Москвы (режиссёр Игорь Григорьев) познакомила со своей версией «Гамлета».

Пермская театр-студия «Арлекин» (режиссёр Лев Катаев) играла новый спектакль «Homemade», а коллектив «Фрески» из Ухты – «Валентинов день».

Калифорнийский душОрганизатор  UniFestа – студия-театр «Манекен» ЮУрГУ также показала премьерный спектакль «Калифорнийский душ», поставленный по роману Х. Маккоя «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?». Актёрам удалось увлечь зрителей, заставить переживать вместе с героями. Исполнители главных ролей (Дмитрий Малышев и Вероника Ким) получили дипломы за актёрское мастерство, а режиссёр Владимир Филонов – за лучшую режиссёрскую работу.

Большинство спектаклей фестиваля отличала потрясающая атмосфера творческой преобразовательной энергии, невероятная активность жизни на сцене.

Особо стоит сказать о наиболее креативной и уникальной «подводной» части огромного айсберга под названием «UniFesT» — об «Арт-кривой», неофициальной программе Универсиады. Каждый вечер, с 21 часа, на сцене студии «Манекен» участники фестиваля демонстрировали самостоятельные творческие изыскания, и это зрелище по накалу эмоций не уступало, а порой и превосходило официальные дневные спектакли.

Художник Юлия Bien презентовала перформансы «Невеста», «Освобождение воды», «Агрессия – Беспомощность». СпОНЖ  или Спонтанное Объединение Неплохих Женщин показало своё видение пьесы Чехова «Три сестры», оставив в знакомом каждому школьнику сюжете только самих трёх сестёр и противоборствующую им сторону – Наташу. Владимир Голубев с помощью ироничного «Несоло» показал, как иногда сложно искусственным образом запустить механизм одного из девятнадцати состояний человека и расплакаться.

Покорили зрителей и «Миниатюры» Екатеринбургского Института Танца, и премьера литовского хореографа Екатерины Дейнеко «Железный век. Комната».

Несколько слов о жюри. Судьями стали сами участники Универсиады. С помощью анкет коллективы, режиссёры и гости фестиваля определяли лучших. В графе «Специальное мнение» можно было особо отметить понравившиеся моменты. Именно так были награждены: Ксения Петренко из пластик-группы «Море Лаптевых» (Челябинск), Екатерина Дейнеко (Вильнюс), режиссёр спектакля «Три сестры» Кирилл Вытоптов, чьи работы показаны на «Арт-кривой».

Все анкеты были вывешены для общего обозрения и, таким образом, процедура определения победителей не вызвала нареканий и вопросов. Особый интерес проявил к анкете председатель жюри, профессора РАТИ (бывший ГИТИС) Михаил Николаевич Чумаченко, на долю которого выпало труднейшее: ежедневное обсуждение всех спектаклей (точнее назвать, их еженощные, так как всегда они заканчивались после полуночи). К радости многих, его мнение совпало с мнением большинства.

А ещё на Универсиаде проводились мастер-классы, которые в последний день фестиваля переросли в совместный перформанс всех театров с символичным и многообещающим названием «И корабль плывёт…». Участники коллективов были матросами, кочегарами,  пассажирами театрального корабля. Немецкий оркестр играл русскую музыку, под которую живописный словацкий ангел в трусах  благословлял всех отъезжающих.

А ещё были ночи без сна, прогулки по городу, Ryumochnaya и долгое расставание. Разъезд длился сутки – участники уезжали в разные страны и города. Прощание сопровождалось бурными слезами, морем эмоций и обещаний.

UniFest закончился в мае, а уже в июле актёры студии-театра «Манекен» выступали в Германии, в совместном проекте с актёрами театра из Эрфурта. В течение месяца готовилось представление, которое началось в подвале старинного здания, а завершилось выходом трёхметровых ангелов на улицы ночного города. Было «дьявольски»  красиво.