Отзывы


Первый раз в «первый класс» …

Прошли Первые занятия для студентов Первой группы магистерской программы   университете Кларка.

Вот Первые отклики

 

Евгения Врублевская

«Да, в конце прошлой недели я чувствовала себя пионером дикого запада, осваивающим новые земли. Ну, во-первых, программа для России и для ЮУрГУ действительно новая, она есть только в Астраханском Государственном университет, в партнерстве с которым и осуществляется.

Следующий немаловажный момент, новые люди – преподаватели и студенты, пришедшие в Торжественное открытие программы программу. Как сложатся наши отношения, от которых во многом зависит результат обучения?

И наконец, методики, используемые в магистерских программах США, с которыми  мы знакомы скорее теоретически, чем практически.

А при сложении этих составляющих – преподаватели, методики и студенты – и получим (или не получим) результат.

Сегодня, «переварив» за воскресенье произошедшее, могу сказать, что участие в первом модуле дисциплины «Конкурентоспособность и микроэкономика» для меня было содержательным. Несмотря на опыт учения и обучения по западным методикам (сама училась в британском университете и веду курс на президентской программе) увидела новые возможности групповых методик и case-study, в частности. Получила много новой и нформации, да и просто с удовольствием провела время!»

Торжественное открытие программы Татьяна Попова

 «Для меня было важным получить актуальную информацию для развития  моего предприятия. Кроме того было определенное опасение, что мое базовое образование – я главный врач Клиники аппаратного лечении и косметологии – может быть недостаточным для понимания изучаемых бизнес-процессов. Но ситуации, которые рассматривались, позволили увидеть общие тенденции в развитии рынка, посмотреть  на  наш бизнес с неожиданной точки зрения и увидеть новые возможности для развития. Понравилась и очень теплая творческая атмосфера, которая сложилась в группе среди преподавателей и слушателей»

Дмитрий Ковыляев

«Мне понравилась работа в группе, когда люди разных профессий с разным жизненным опытом в процессе обсуждения нарабатывают интересные идеи, предлагают эффективные стратегии,  мнение каждого учитывается и привносит новый опыт. Темп, который поддерживался в аудитории, также постоянно настраивал на активную работу, но позволял высказаться каждому».

Татьяна Мотовилова

«Мне очень понравилось торжественное открытие, где нас приветствовали ректор ЮУрГУ Шестаков А.Л., руководитель магистратуры университета Кларка Дэн Николас, и Ахунжанова И.Н., руководитель российско-американского центра астраханского государственного университета.  Они дали нам напутственные слова и подарили подарки, тепло проводили нас как в первый раз в первый класс, ведь мы на самом деле ПИОНЕРЫ. 

На первом занятии мы обсуждали очень интересную тему, которая позволила мне сегодня проанализировать стратегию  американской компании, в которой я работаю и сделать определенные выводы, почему она конкурентоспособна, что меня еще больше вдохновляет. На самом занятии была камерная обстановка, где все участники проекта вместе с преподавателем вели активное обсуждение кейсов. Мне кажется, что всего за три дня мы сумели подружиться и создать дружескую атмосферу. Я с нетерпением жду следующей встречи.»

 

Голованова Наталья Викторовна, начальник Общего отдела Управления делами АГУ

Больше всего меня интересовал опыт американских университетов в области организации делопроизводства. Я знаю, что они уже давно используют систему электронного документооборота, что позволяет значительно сократить число бумажных носителей и  затраты рабочего времени на обработку информации. И здесь мне особенно был интересен опыт Университета Кларка, потому что их система электронного документооборота более прогрессивная, чем, например, в Вустерском политехническом институте. Сейчас разрабатывается новый модуль этой системы. Это «разгружает» менеджеров более высокого звена, так как документы на стадии их получения отправляются непосредственно исполнителям. Сокращение бумажных носителей происходит, в том числе, и благодаря автоматическому обновлению баз данных.

Если говорить об организации учебного процесса, то следует отметить, что для полноценной учёбы созданы все условия. Даже в общежитии на каждом этаже есть специальная учебная комната (study room) примерно на 10 человек, куда студент может прийти готовиться к занятиям, если по какой-то причине не может этого сделать у себя. Вообще, спокойная атмосфера Вустера сама настраивает на учёбу. Мы привыкли, что университеты (особенно престижные) расположены в крупных городах, и сначала недоумевали, почему такие вузы, как Университет Кларка и Вустерский политехнический институт, находятся в провинции. Потом поняли, что всё это сделано именно с расчётом на спокойную и плодотворную учебную деятельность.

 

Шабанов Дмитрий Иванович, старший преподаватель кафедры картографии АГУ

Хотелось бы отметить, что Университет Кларка в Вустере выступает как своеобразный центр культуры и, я бы даже сказал, возрождения. Дело в том, что раньше Вустер был промышленным городом. Потом многие предприятия перебазировались, люди разъехались и местами стали возникать неблагополучные районы. Университет же старается стабилизировать обстановку – например, инициировал строительство школы, причём дающей такую блестящую подготовку, что после её окончания без проблем можно поступить в ведущие вузы США.

Одним из самых ярких впечатлений за время обучения в летнем семестре в Университете Кларка для меня стало участие в студенческой экспедиции по территории штата Массачусетс. Экспедиция была посвящена оценке точности карты штата, составленной по снимкам из космоса.

Университет Кларка вообще известен своей школой географических исследований. Меня как специалиста особенно заинтересовала ГИС IDRISI «Тайга», позволяющая применять новые методы анализа пространственных данных и изучать, например, синхронность процессов, происходящих в разных частях земного шара. Я привёз демо-версию этой программы и собираюсь применять её в своей преподавательской деятельности. Кроме того, с этого учебного года по примеру американской системы образования я начал практиковать со студентами промежуточные работы: после изучения ряда тем буду предлагать им писать небольшие (не более двух страниц) эссе, основные требования к которым – краткость и ёмкость, а также собственные, не списанные из учебника суждения.

 

Князев Александр Геннадиевич, кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой алгебры и геометрии АГУ

Сейчас трудно сказать, как знания, полученные за время обучения в Университете Кларка, я смогу использовать в повседневной работе. Пока планирую внедрить некоторые элементы американской системы образования. В частности, учить студентов представлять свои финальные работы. Получается так, что только за два месяца до защиты дипломов мы начинаем биться и пытаться объяснить, как вообще делаются презентации – вплоть до выбора шрифта, которым их надо набирать.

Если работать над этим последовательно, на всех этапах обучения, студентам будет проще.

Другой момент – работа в малых группах. Как выяснилось, этого мы не умеем совершенно, что, конечно, является большой проблемой: вне зависимости от желания нам всем приходится работать в группах, распределять между собой обязанности и т.д.

Что касается непосредственно курсов, которые мы проходили в США… На мой взгляд, в них лучше всего проявился критический подход к обучению, свойственный американцам. Например, курс «Public Relations» мы начали с того, что просмотрели трёхчасовой фильм про Чомского – американского диссидента, который всю свою жизнь положил на разоблачение пиара. Другой курс – «Теория и практика убеждения» – предварялся показом фильма о том, как вредоносна реклама и как она может зомбировать человека. Иными словами, демонстрировались негативные стороны того, чему, собственно, нас собирались учить.

 

Гришин Николай Владимирович, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии АГУ

Вустер – город, в котором находится Университет Кларка – расположен в центре Массачусетса. По концентрации престижных высших учебных заведений этот штат является крупнейшим мировым образовательным центром. Из Вустера за 40 минут можно попасть в Бостон с его известными Гарвардским университетом и Массачусетским технологическим институтом. Естественно, во всех этих вузах существует огромное количество курсов, которые можно параллельно посещать, обучаясь в Университете Кларка.

Как политолог, изучающий проблемы избирательного процесса, я много вынес для себя из поездки в США. В частности, у меня была встреча со специалистом по электоральной географии, американцем русского происхождения Александром Киреевым, работающим в Госдепартаменте США. Мы обменялись материалами, побеседовали. Удалось познакомиться с политологами двух вузов Вустера – Колледжа святого Креста и Вустерского политеха. Интересна также встреча с директором избирательной комиссии Вустера Джошем Медуной. Он устроил мне настоящую экскурсию по городской мэрии. Меня поразило, насколько открытая там обстановка. Сама мэрия больше напоминает, скажем, почту: там очень людно, каждый может войти в любой кабинет. Заседания, кстати, тоже открыты для всех желающих.

Особо хочется сказать об условиях проживания. Общежитие «Black Stone», где нас поселили, было построено в 2005 году. Оно оборудовано по последнему слову техники и снабжено всевозможными средствами защиты. Мне, например, запомнились, противопожарные двери, способные, согласно описанию, 45 минут выдерживать воздействие огня. И что ещё немаловажно, так это WiFi-система на всей территории общежития – то есть бесплатный Интернет, причём на очень высокой скорости. Бесплатный WiFi есть также во всех автобусах и в городских парках.

Что касается американской системы образования, то я бы очень хотел внедрить некоторые её элементы и у нас. Например, американцы придают больше значения не фактическим знаниям, а оригинальности идей, умениям анализировать, сопоставлять, высказывать собственное мнение. Думаю, эти качества нужно развивать и у наших студентов.

 

Чудинова Юлия Валериановна, доцент кафедры романской филологии АГУ

Два года назад я начала преподавать французский язык на международной магистерской программе «Мультимедиа, база данных и интеграция систем», организованной совместно с французским университетом София-Антиполис. Но мне, имеющей филологическое образование, не хватало специальных технических знаний, я не владела техническим французским. Поэтому, когда на следующий год стартовала программа Университета Кларка и там было отделение «Магистр в сфере информационных технологий», я не задумываясь пошла туда учиться. Поначалу, если честно, очень боялась, что могу и не закончить: для меня, гуманитария, технические науки были новыми и непривычными. Но постепенно втянулась и даже заинтересовалась!

Помимо учебы в университете в США нам удалось посетить Вустерский политехнический институт. Мы узнали, что там вскоре должны начаться курсы по робототехнике для учащихся старших классов, – я записалась и на них. Мне всё там было интересно, ведь ребята конструируют роботов, практически не обладая специальными знаниями (параллельно им читают лишь вводные лекции, чтобы они имели общее представление об электронике и механике)...

Если же говорить в целом о системе образования в США, то тут нам пришлось расстаться со многими стереотипами. Например, мне всегда казалось, что в американских вузах преподаватель находится по одну сторону, а студенты – по другую, то есть, между ними есть определённый барьер. Однако даже на примере тех курсов, которые мы изучали в летнем семестре («Связи с общественностью» и «Теория и практика убеждения») я увидела, что это не так. Преподаватель прежде всего стремится организовать команду, в которую входит и сам, но в то же время у студентов вырабатывается самостоятельность. В США широко практикуется интерактивное общение в образовании: в том же Университете Кларка есть особая информационная система CICADA, куда студент может войти под своими логином и паролем и обратиться по любому вопросу – от оценок до методических пособий.

Вообще, условия, которые нам создали в университете, приближаются к идеальным, начиная от комфортабельного общежития и заканчивая возможностью посещения всевозможных достопримечательностей. Желаю слушателям следующих наборов магистерской программы держать марку и достойно показать себя!

 

Киселёв Александр Александрович, кандидат технических наук, доцент кафедры информационных систем АГУ

Не идеализируя американскую систему образования, хотел бы сказать: нам есть что у них перенять. Например, чёткость, конкретность в постановке учебной задачи. Поняв, что практикоориентированность обучения должна превалировать в учебном процессе, я начал строить свои лекции следующим образом: в течение 15–20 минут объясняю материал и тут же даю задачу, для решения которой он необходим. Ещё мы заметили, что студентам гораздо интереснее работать на какой-то практический результат. Перед ними нужно ставить проблемные задачи – может быть, не судьбоносные и не претендующие на статус научного прорыва, но конкретные. Некоторый «уклон» от фундаментальности в сторону прикладного характера обучения способен оказать студентам существенную помощь в будущей работе. Мне бы также хотелось увеличить значимость лабораторного практикума, потому что базовым звеном в процессе подготовки специалиста, его научного становления являются не компьютерные классы, а именно лаборатории. Американские студенты на самом деле видят, как тот или иной механизм работает, а не слушают, что «это работало бы, если бы…» и так далее.

Ещё один значимый момент – совместные дипломные проекты, требующие сотрудничества специалистов из разных областей знания. Это облегчает поиск интересных тем (один и тот же проект смогут разрабатывать сразу нескольких студентов) и делает их действительно полезными, ориентированными на реальные нужды предприятий. Ведь зачастую в проблеме обнаруживаются аспекты, актуальные для исследования с точки зрения разных научных направлений. Если их представители будут работать вместе, решение будет полным, ёмким, завершённым, оригинальным. И ещё одно важное наблюдение: у нас научные и учебные контакты с сотрудниками других вузов в большинстве случаев инициируются руководством университета, в Америке же взаимодействие с коллегами извне начинается только в том случае, если сам учёный, преподаватель заинтересуется этой идеей. Но уж коли желание сотрудничать возникло, американцы работают очень и очень активно! Нам, например, удалось договориться о сотрудничестве с руководителем направления «Робототехника» WPI Ташкином Падиром, который будет курировать дипломные проекты астраханских студентов вместе с преподавателями АГУ.

 

Салмахаева Альфия Мансуровна, специалист по учебно-методической работе химического факультета АГУ, ассистент и аспирант кафедры аналитической и физической химии

Параллельно с обучением в Университете Кларка в США мы проходили курсы английского языка – «English as second language». Учились в многонациональной группе, вместе со студентами из Вьетнама, Венесуэлы, Испании, Италии, поэтому помимо повышения уровня владения языком эти курсы дали нам уникальные навыки общения с иностранцами. И здесь очень пригодились знания, полученные на занятиях по курсу «Intercultural Communications» в Университете Кларка, потому что у разных народов, как известно, непохожие традиции, менталитет, образ жизни.

Поскольку по первому образованию я химик, в США меня особенно интересовала именно эта область знания. У меня уже был налажен контакт с президентом Института теоретической химии Виктором Юдковичем Ганкиным, с которым я неоднократно встречалась в США. Но в последние дни пребывания на американской земле меня посетила мысль, что неплохо бы увидеть и другие химические лаборатории. И вот Ройс Андерсон (наш руководитель, глава International House, который буквально нянчился с нами с первого до последнего дня) познакомил меня с сотрудником биохимической лаборатории Вустерского политехнического института Ильёй Фиштиком, а тот в свою очередь представил меня директору – причём как потенциального аспиранта! В WPI вообще много аспирантов из России – в лаборатории я свободно общалась со всеми по-русски. Полученные за время обучения знания планирую применять в своей преподавательской деятельности. Я купила в США много книг, на основе которых составила учебно-методический комплекс по профессионально ориентированному иностранному языку для студентов-химиков АГУ.

 

Бобровская Галина Николаевна, экономист Планово-экономического отдела АГУ

Удивительно было побывать в стране, которая по праву является лидером в развитии таких сфер деятельности, как управление персоналом, маркетинг, реклама и т.д. 

Американцы очень высоко ценят время (недаром система оплаты труда в этой стране повременная). Это значительно повлияло на конструирование учебного процесса. В начале каждого курса (у меня их было два) профессор формулировал основные цели и задачи дисциплины, систему оценки знаний. Что касается системы контроля знаний, то она абсолютно простая и понятная. Итоговая оценка за курс складывается из следующих составляющих: 25 % – посещаемость, 25 % – активность в классе, 25 % – индивидуальные проекты, 25 % – итоговый проект. Также вся вышеперечисленная информация размещалась на сайте университета. Каждый студент при использовании программы «CICADA» может получить доступ к учебным материалам. Такая организация учебного процесса способствовала снижению потерь времени и систематизации полученных знаний.

Особое впечатление на меня произвели занятия у профессора Уилланда (Stephen Willand) по дисциплине «Issues and cases of Public Administration». В первый же день он объявил, что не будет читать лекции и рекомендовать учебную литературу. Основным заданием для студентов является ежедневный просмотр новостей в газетах, по телевидению и в Интернете, после чего слушателям предлагалось высказывать своё мнение по данным вопросам. Казалось бы – чего проще! Да не тут-то было. Прочитав одну новостную колонку, приходилось изучать архив новостей на данную тему (порой за несколько лет), проводить исследование, формулировать проблемный вопрос и только потом формировать свою чётко аргументированную позицию. Профессор поощрял дискуссии между студентами (в споре рождается истина!) и уважительно относился ко всем мнениям.

 

Агагюлова Светлана Исламовна, ассистент кафедры английского языка для гуманитарных специальностей АГУ

Четыре дня в неделю, с понедельника по четверг, мы учились. Нам дали перечень курсов, и из девяти предметов нужно было выбрать два наиболее для нас интересных. Каждую неделю сдавали по одной письменной работе по предмету «Коммуникации в организации» плюс защита финального совместного проекта. Мы делали его вдвоём с коллегой, и наш преподаватель даже предложил опубликовать его в виде статьи в научном журнале. Возможно, в будущем разработаем какой-нибудь похожий проект уже для нашего вуза. По другому из выбранных нами предметов, «Управление изменениями», делалось целых три проекта.

Конечно, в Америке совсем другая система обучения, основной компонент занятий – общение. И довольно много самостоятельной работы. Кое-что из увиденного там я попытаюсь внедрить в свою преподавательскую деятельность.

Поскольку я преподаватель английского, стажировка представляла для меня интерес во многом именно из-за языка: КАК и ЧТО они говорят. У американцев просто огромная скорость речи, первое время я пребывала в постоянном напряжении. Но нас все понимали и даже делали комплименты.

Учёба проходила вместе со студентами из США, Польши, Непала, Нигерии, Вьетнама, что было очень интересно и поначалу немного сложно. Кроме того, в состав группы входили люди разных возрастов, не только молодёжь.

А с пятницы по воскресенье мы отдыхали. Посетили Бостон, это совсем недалеко от Вустера. Очень уютный, красивый город, много зелени. Кстати, в пригороде Бостона находится всемирно известный Гарвардский университет, туда мы добрались просто на метро. Ездили в Нью-Йорк, ещё брали тур до Вашингтона с посещением Ниагарского водопада. Нам посоветовали воспользоваться услугами волонтёра, который возил нас купаться и загорать на побережье Атлантического океана. В городе Провиденс, столице соседнего с Массачусетсом штата Род-Айленд, мы попали на огненное шоу и слушали концерт классической музыки на открытом воздухе.

Больше всего меня впечатлил Нью-Йорк. Этот город ни на что не похож, просто другая планета!
Вообще всё было очень позитивно!

Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.