Материалы семинара

Материалы семинара Министерства образования и науки РФ
«Дополнительное образование и повышение  квалификации в 2011 году»
 


1. Чем будут заменены государственные документы дополнительно профессионального образования и когда? Что будет с государственными требованиями?

Ничем не  будут заменены. СМ.п.2 ст. 27 Закон «Об образовании» в редакции 2011 г. Если программа ДПО лицензирована и аккредитована, то можно выдавать документы государственного образца (с гербовой печатью). Если программа ДПО только прописана в лицензии, по окончании обучения выдается документ, утвержденный внутри вуза локальными актами. На этот документ нельзя ставить гербовую печать.

2. При объявлении конкурса на повышение квалификации госслужащих региональные (муниципальные) органы управления среди прочих ставят два несовместимых условия:

  • программа 18 часов;
  • выдача документа государственного образца;

Законно ли это?

Да, законно. Но вуз (ДПО) должен иметь лицензию и государственную аккредитацию на повышение квалификации государственных гражданских служащих на программу от 18 часов.

3. Какие документы должны находиться в личном деле слушателей, обучающихся:

  • по образовательным программам профессиональной переподготовки;
  • по образовательным программам повышение квалификации;

Перечень документов устанавливается локальным актом образовательного учреждения. Необходимо учесть требования, изложенные в ст.15 п.8 закона «Об образовании», где указано, что образовательное учреждение обязано обеспечить хранение результатов освоения образовательных программ, в том числе в электронном виде. Перечень документов надо включить как минимум:

  • приказы (выписки из приказов о зачислении-выпуске);
  • учебный план;
  • результаты текущей и итоговой аттестации;
  • копию выданного документа.

 

4. При переходе на уровневую систему подготовки студентов сохраняется ли обучение по образовательным программам профессиональной переподготовки (дополнительной квалификации)?

Сохраняется для слушателей, базовое образование которых получено по стандартам 2-ого поколения.

В этих случаях необходимо придерживаться требований, установленных по  программам дополнительной квалификации.

5. Каков перечень программ дополнительного профессионального образования, по которым установлен перечень федеральных государственных требований? Какова процедура их лицензирования и аккредитации?

Программы ДПО для государственных гражданских служащих; руководителей частных охранных агентств; для таможенных работников после регистрации в Министерстве юстиции РФ регламентируются законом «Об образовании» (в редакции 2011 года) ст.33.1 и ст.33.2, Положением о лицензировании образовательной деятельности от 31.03.2009 года № 277 (п.10, п.30), Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, Постановлением  правительства  РФ от 14 июля 2008 г. № 522.

6. Возможно ли обучение студентов выпускников (4-5 курс) по образовательным программам профессиональной переподготовки? Какие при этом существуют запреты и ограничения?

Параллельное обучение студентов возможно только по тем программам (с дополнительной квалификацией), по которым в государственных требованиях эта возможность прописана.

Для всех других программ профессиональной переподготовки прием на такие программы возможен только после получения диплома высшего профессионального образования (специалиста, бакалавра, магистра).

7. Каковы правовые основы обучения слушателей на внебюджетной основе

  • запреты?
  • условия осуществления?

Правовые основы обучения слушателей определены Постановление Правительства РФ № 505 от 05.07.2001 «Правила оказания платных образовательных услуг» Обратить особое внимание на п.8,10,14 данного нормативного акта.

8. По концепции планируется создание стажировочных площадок. По какому принципу они будут создаваться?

Площадки инновационного типа создаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Стажировочные площадки будут создаваться в федеральных университетах, национально-исследовательских университетах, университетах, реализующих проекты по развитию инновационной инфраструктуры в рамках Постановлений Правительства № 218, 219.

9. Каков  статус стажировки для  профессорско-преподавательского состава как вида дополнительного профессионального образования, в том числе зарубежной длительной?

Министерство образования и науки стажировки не финансирует.

Стажировки возможны в двух видах:

  • гранты по конкурсам;
  • гранты международных обменов;

Стажировки также возможны за счет средств вузов.

10. Каков перечень документов, лежащих в основе вида дополнительного профессионального обучения – стажировка?

Если самостоятельный вид обучения, то перечень включает:

  • программу стажировки, согласованную с работодателем;
  • назначение руководителя стажировки;
  • дневник стажировки или отчет по стажировке;
  • итоговую аттестацию.

11. Планируется ли разработка нового типового положения об образовательном учреждении ДПО?

Не планируется. В новом интегральном законе РФ «Об образовании в РФ» предусматривается соответствующая глава по дополнительному профессиональному образованию. С принятием закона РФ «Об образовании в РФ» ныне действующее Типовое положение об образовательном учреждении ДПО утратит свою силу.

12. Каковы сроки хранения выпускных аттестационных работ слушателей, обучающихся по программам  профессиональной переподготовки и выпускных работ слушателей, обучающихся по программам повышения квалификации? Какие нормативные документы регламентируют это?

В настоящее время нормативно-правовых документов по срокам хранения обозначенных выше документов по образовательным программам ДПО не имеется. Вуз должен самостоятельно разрабатывать локальные приказы по данному вопросу. Рекомендуется минимальный срок хранения этих материалов 5 лет. Разрешается их хранение, как на бумажных, так и на электронных носителях.

13. Какой нормативно – правовой документ определяет 72 часа – это трудоемкость или аудиторная нагрузка?

Приказ от 18.06.1997 № 1221 определяет форму учебного плана. В нем предусмотрены только лекции и практические занятия, самостоятельной работы нет, поэтому 72 часа – аудиторная нагрузка.

14. Возможно ли использование созданной межуниверситетской сетевой системы маршрутного обучения при повышении квалификации в области нанотехнологий в 2012 году в рамках контрольных цифр приема?

Возможность реализации маршрутного обучения на базе межуниверситетской сетевой системы связана с повышением квалификации по приоритетным направлениям науки и технологий. На базе базовых университетов  в Москве, Санкт-Петербурге, Томске возможна конкретизация маршрута обучения и коррекция уже заявленных программ повышения квалификации. На базе 15 университетов возможна разработка региональных программ повышения квалификации по маршрутному обучению по принципу объединения кластерного типа – профессиональное объединение по направлениям науки и технологий вокруг базового Национального исследовательского университета или несколько базовых НИУ.

15. Какова может быть нормативно – правовая база маршрутного обучения в 2012 году?

Если будут приняты решения по персонифицированному финансированию повышения квалификации или за счет внебюджетного финансирования.

Новая форма кредитного документа, обеспечивающего слушателя возможностью по модульной системе курсировать (маршировать) по вузам для повышения квалификации, используя маршрутное обучение (с возможностью накопительной системы учета).

16. Что такое «объединение кластерного типа на базе вузов»?

Объединение кластерного типа на базе вузов создаётся для реализации междисциплинарных программ многоуровнего типа.

17. Что такое «персонифицированное финансирование повышения квалификации»?

Это новая форма некоего кредитного документа, разрабатываемого Департаментом финансирования (Юрин К.). Он должен быть принят ориентировочно в июне 2011 года.

18. Как будет осуществлен переход от государственных требований к федеральным государственным требованиям? Будет ли он сопровождаться переоформлением каких-то вузовских документов? Практика применения ст.9 п.10 ФЗ «Об образовании».

  • Государственные требования не отменяются. Лицензию на программу, на которой есть государственные требования, можно получить в установленном порядке.
  • Федеральные государственные требования сейчас могут разрабатываться и утверждаться только при наличии записи в Федеральном законе, касающимся соответствующего вида деятельности (например,   педагоги, охранники, таможенники)  должны повышать квалификацию по программам утвержденным в соответствии с Федеральными государственными требованиями и разрабатываются тем ведомством, которое заинтересовано в этих Федеральных государственных требованиях и утверждено в Министерстве образования и науки РФ.
  • Если у образовательного учреждения есть лицензия и аккредитация на программу дополнительной квалификации, то до истечения срока лицензии и аккредитации выдают документы государственного образца.
  • Если у образовательного учреждения есть лицензия на программу дополнительной квалификации, то выдают документ установленного образца.

19. Объясните процедуру аккредитации программ дополнительного профессионального образования в свете  ст. № 293 РФ.

Аккредитуются только программы дополнительного профессионального образования, на которые есть федеральные государственные требования. Если таких программ нет, значит, нет и аккредитации.

20. Какова правовая база курсов «выравнивания» в вузах (для студентов, имеющих слабую базовую подготовку)?

Это «Правила оказания платных образовательных услуг» (постановление Правительства РФ № 505 от 05.07.2001 г.)

Особо обратить внимание на то, что плату можно брать только за услуги, которые по содержанию не в рамках дисциплин образовательного стандарта.

21. Профессиональная переподготовка специалистов может преподаваться специалистам только с профессиональным образованием или любому слушателю, с наличием высшего образования?

Условия и порядок профессиональной переподготовки специалистов регламентируется приказом Министерства образования и науки РФ № 2571 от 06.09.2000 г.

22. Вуз имеет лицензию и государственную аккредитацию на программу дополнительного к высшему («Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», «Преподаватель высшей школы» и пр.) Имеет ли право вуз проводить повышение квалификации по фрагменту лицензированной и аккредитованной программы, скажем, 72 часа из 1000?

Не имеет. Повышение квалификации ведется в рамках лицензии по основным образовательным программам.

23. Каким образом будет определяться легитимность документов о повышении квалификации различных вузов?

Будет ли проводиться рейтинг – решать профессиональному сообществу. П.1 ст.27 Закона РФ «Об образовании» предусмотрена возможность выдачи документов установленного образца.

24. Каким образом меняется нормативно-правовая база функционирования системы ДПО в связи с принятием нового закона «Об образовании»?

По Федеральному Закону поступило 10 000 поправок, по которым ведется работа в 13 экспертных советах. Развивается система дополнительного профессионального образования для государственных служащих, которая может быть заложена как нормативно-правовая модель всей системы ДПО. Федеральный Закон пока дорабатывается в виде проекта и принят в этом году не будет, соответственно ближайших изменений нормативно-правовой базы дополнительного профессионального образования в соответствии с этим законом пока не предвидится.

25. Каковы особенности применения дистанционных технологий при реализации программ дополнительного профессионального образования

Основной регламентирующий документ  – приказ № 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 г.

В вузе необходимо:

  • разработать дистанционную технологию;
  • утвердить дистанционную технологию локальным актом.

В локальном акте должно быть четко прописано:

  • все применяемые формы дистанционного обучения;
  • соответствие учебной нагрузки слушателя учебной нагрузке по традиционной форме (должно быть расшифровано,  как традиционные часы переносятся в дистанционную форму обучения);
  • технические средства, фиксирующие процесс и результат обучения.

Итоговая аттестация – только на своей территории.

26. Возможно ли проведение программ повышения квалификации на базе заказчика?

Нет, т.к. с 01.01.2011 г. в лицензии образовательного учреждения указываются адреса, по  которым ведется образовательная деятельность.

27. Какие изменения ожидают ДПО в условиях перехода вузов на стандарты 3-ого поколения?

Необходимо разработать программы дополнительного профессионального образования, которые будут соответствовать стандартам 3-ого поколения, как по содержанию, так и по образовательному уровню. Модульно – компетентностный подход будет активно распространяться.

28. Может ли Национально исследовательский университет в целях повышения квалификации сотрудников за счет средств бюджета:

  • приглашать ведущих специалистов в свой университет для повышения квалификации сотрудников;
  • направлять сотрудников на стажировки к производителям оборудования и программного обеспечения (на ведущие научные и университетские центры);
  • обучать не только научно-педагогических работников, но и учебно-вспомогательный  и административно-управленческий персонал?

Рекомендовано руководствоваться сметными положениями.