Сборник кафедры «Homo holistik: человек целостный»

Цель научно-исследовательской работы кафедры: включиться в осмысление фундаментальных проблем, препятствующих реализации целостного индивида в современном сообществе, постараться выявить перспективы снятия противоречий, вызывающих «расщепленность», «разорванность» современного человека,  обозначить возможности «сборки сознания», внутреннего «воссоединения» человеческого существа 21-го века, наметить «параметры целостности» человека, вынужденного  жить в реалиях технизированного, информационного общества.

Именно в рамках этого проекта кафедры философии (в тот период «кафедры философии и социологии») возникла идея ежегодного выпуска сборника научных трудов профессорско-преподавательского состава «Homo holistic: Человек целостный». Первый пилотный выпуск сборника, позволил понять круг проблем, волнующих коллег кафедры, позволил оформиться   структуре сборника, более полно соответствующей концепции ее научной деятельности, которая была предложена уже во втором его выпуске.

Человек ищет глубинные основания бытия, познает мир и себя, действует в разнообразии практик реальности, переживает кризисы пограничных состояний, экзистенциальных тупиков, превосходя себя, виртуализирует окружающий и собственный внутренний мир. Целостность человека собирается, создается и воссоздается из многомерности и многоуровневости бытия мирозданья и его собственного бытия в новой реальности. Обо всем этом размышляют  наши коллеги, стремясь постичь специфику современности и условия, предлагаемые человеку для его существования. Но обо всем этом размышляют и наши студенты, магистры и аспиранты, также стремясь понять сложный мир, который уже невозможно осмысливать, не отражая многослойную бытийственность его нынешний реальности в особой форме научного познания, наиболее адекватно осуществляемой на основе именно  холистического подхода. Поэтому в новый выпуск было решено ввести еще одну его структурную часть: материалы докладов и выступлений молодых авторов из студенческой аудитории. Таким образом, структура сборника на настоящий момент оформлена в предлагаемых  постоянных рубриках, очерчивающих специфичный круг проблем, объединенных в рамках проекта интенцией фактора целостности.

Структура сборника (представленная в рубриках):

  • Человек взыскующий (проблематика онтологии, новой онтологии, фундаментальной онтологии, социальной онтологии): проблемы поиска универсальных взаимосвязей мирозданья как  фундаментальных оснований собственного бытия – религиозных, естественно-научных, социокультурных, ценностных и т.д.); 
  • Человек познающий (проблематика гносеологии, эпистемологии, социальной эпистемологии: проблемы понимания, самопознания, интерпретации, интерсубъективности –  в классических, неклассических и постнеклассических методологиях  философской саморефлексии, в социологическом знании, в образовании);
  • Человек практический (проблематика праксиологии в философских, социологических, экономических и междисциплинарных исследованиях: проблемы реализации деятельности субъекта, взаимодействие индивидов, индивида и коллектива в процессе производства, в философии как социальной практике, в духовно-религиозном практическом опыте реализации человеческих ценностей в реальной жизни, в социокультурных и телесных практиках);
  • Человек творческий (проблематика эстетики, социологии творчества, эвристики: проблемы сущности творчества, творчества как способности и как процесса, творческой деятельности индивида в обществе и в личностном духовном измерении – в искусстве, в социальной реальности, в  игре знаково-семиотического измерения, в коммуникации);
  • Человек маргинальный (проблематика социальной философии, социологии, культурологии, междисциплинарных областей знания:  проблемы «человеческих» пределов – в духовно-религиозной сфере, в экзистенциальном измерении, в социальной жизни, в кризисных явлениях в разнообразных формах обретения и утраты идентичностей);
  • Человек виртуальный (проблематика философии техники, медиафилософии, социологии, междисциплинарных областей знания:  проблемы современного информационно-медийного измерения человеческого бытия, виртуальной и киберреальности, – в  философском и социологическом осмыслении мира техники и ее роли в дальнейшей судьбе человека и его сознания, в повседневности, в образовании; трансляция философского и социально-гуманитарного знания в современном культурном пространстве, традиции и инновации, трансформация способов трансляции, проблемы и поиски путей их решения).
  • Проба пера (материалы докладов, тезисов, статей студентов, магистров, аспирантов).