Особенности обучения в вузе


Учеба в вузе – напряженный труд, требующий от студента настойчивости, целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, творческого отношения к работе. Чтобы этот труд был успешным и принес желаемые результаты, его следует правильно организовать на основе следующих обобщенных рекомендаций:

  • правильно ставить перед собой цели и задачи;
  • сохранять физическое здоровье;
  • поддерживать оптимальный психологический настрой,
  • правильно распределять время и планировать свою работу;
  • овладевать навыками работы с книгой;
  • учиться вести записи;
  • учиться запоминать, пользоваться своей памятью и мышлением, - максимально использовать для повышения уровня своих знаний все формы учебных занятий;
  • приобретать навыки научно-исследовательской работы;
  • овладевать культурой речи и общения.

Обучение в университете состоит из аудиторной и самостоятельной подготовки, причем в гораздо большей степени студент должен учиться самостоятельно или в общении с товарищами.

Аудиторная подготовка подразумевает:

  • посещение студентом лекций, семинаров, практических занятий, консультаций и добросовестное конспектирование;
  • сдачу в установленные сроки выполненных самостоятельно и в письменной форме различных заданий;
  • отчеты в устной форме по другим заданиям.

Самостоятельная подготовка предусматривает:

  • внимательное чтение и продумывание лекций, решение задач и выполнение различных упражнений;
  • библиотечную работу с разнообразной литературой, ведение записей конспектов;
  • обсуждение учебного материала с другими студентами;
  • выполнение различных самостоятельных работ, написание рефератов, подготовку докладов и т.д.

Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты:

Первый курс - решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям. Период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизнь первокурсника интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.

Второй курс – начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Формы становления личности в основных чертах определяются фактором специализации.

Третий курс – первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка многих ценностей жизни.

Четвертый - пятый курсы – перспектива скорого окончания вуза формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.

Учиться сознательно управлять собой, развивать волю, трудолюбие, вырабатывать навыки самостоятельной работы - таким должен быть девиз каждого студента!